Ключевые риски ОАО «РЖД», связанные с реализацией ДПР, определены с учетом их влияния на достижение ключевых показателей эффективности и сгруппированы в категории по источнику возникновения. В дальнейшем они декомпозируются на риски подразделений по направлениям деятельности.
Структура рисков ОАО «РЖД»Годовой отчет не содержит исчерпывающего описания всех рисков, которые способны повлиять на деятельность Компании. Прочие риски, не перечисленные в настоящем отчете, также могут быть существенными и оказать значительное негативное влияние на результаты деятельности Компании. адаптируется под изменения внутренней и внешней среды, обусловлена особым вниманием Компании к наиболее существенным направлениям деятельности и непрерывному совершенствованию управления соответствующими процессами.
Мероприятия, снижающие вероятность наступления или влияние рисков вследствие воздействия риск-факторов
Макроэкономические
Ухудшение макроэкономической ситуации в стране и снижение грузовой базы проектов, в том числе за счет ужесточения санкций
Постоянное взаимодействие с государственными органами и основными потребителями услуг, с полным и объективным информированием о потенциальных негативных последствиях принимаемых решений. Реализация комплекса мер по повышению эффективности, долгосрочные договоры с поставщиками. Принятие решений о предоставлении институтам развития дополнительной ликвидности.
Опережающий прогноз роста цен на потребляемую продукцию, в том числе нефтепродукты и электроэнергию
Государственное регулирование
Отсутствие/невыполнение долгосрочных государственных решений в части финансирования развития железнодорожного транспорта
Поиск альтернативных источников и механизмов финансирования. Оптимизация технических решений по капитальным проектам. Разделение проектов на этапы и их реализация в приоритизированном порядке. Постоянное взаимодействие с государственными органами и основными потребителями услуг ОАО «РЖД» с полным и объективным информированием их о потенциальных негативных последствиях принимаемых решений для ОАО «РЖД».
Изменение государственного регулирования / поддержки других видов транспорта, приводящее к ухудшению конкурентоспособности железнодорожного транспорта
Либерализация рынка пассажирских железнодорожных перевозок
Либерализация рынка грузовых железнодорожных перевозок
Снижение объема государственного финансирования
Отставание развития нормативно-правовой базы от преобразований на железнодорожном транспорте
Рыночные
Существенное изменение структуры грузооборота по типам грузов и направлениям относительно прогнозируемых значений
Выстраивание долгосрочных отношений с клиентами, улучшение обратной связи с потребителями. Повышение рыночной гибкости и расширение бизнеса в дерегулированных сегментах. Развитие логистических возможностей для удовлетворения потребностей клиентов в комплексных услугах. Реализация проектов, включенных в комплексный план модернизации и расширения магистральной инфраструктуры.
Инвестиционные
Недостаток инвестиций в развитие инфраструктуры
Оптимизация технических решений.
Несоблюдение планируемых сроков реализации инвестиционной программы
Совершенствование системы управления инвестиционными проектами.
Налоговые
Увеличение налоговой нагрузки вследствие ужесточения налоговой политики Российской Федерации в условиях нестабильной социально-экономической ситуации
Постоянное взаимодействие с федеральными и региональными органами власти в области налоговой политики.
Управленческие
Недостаточность компетенций персонала в области управления
Совершенствование системы управления.
Кадровые
Нехватка квалифицированных кадров вследствие недостаточного уровня конкурентоспособности ОАО «РЖД» как работодателя
Поддержание оплаты труда работников на уровне выше общероссийского и обеспечение конкурентоспособного уровня. Развитие персонала, основанное на современных подходах к обучению и подготовке. Реализация социальных целевых программ. Формирование социального пакета, отвечающего потребностям работников.
Усиление конкуренции на рынке труда вследствие негативной динамики численности трудоспособного населения России в среднесрочной перспективе
Научно-технические и технологические
Снижение конкурентоспособности железнодорожного транспорта вследствие отставания от технического и технологического развития других видов транспорта
Реализация Комплексной программы инновационного развития холдинга «РЖД».
Недостаточный уровень внедрения и использования современных научно-технических разработок
Недостаточный уровень кооперации с зарубежными лидерами в области развития и использования инновационных технологий в сфере железнодорожного машиностроения
Технологические
Отставание ликвидации ограничений смежных видов транспорта (мощностей портов, складских терминалов) от реализации инвестиционной программы Компании
Постоянное взаимодействие с компаниями смежных видов транспорта для синхронизации планов реализации инвестиционных программ, корректировка сроков реализации собственной инвестиционной программы в случае необходимости.
Для своевременного реагирования и предотвращения данных рисков Компания постоянно взаимодействует со всеми заинтересованными сторонами, повышая клиентоориентированность и качество предоставляемых услуг, работая с внутренней эффективностью и уделяя особое внимание вопросам устойчивого развития.
К основным мероприятиям по воздействию на риски, реализованным по направлениям деятельности в 2021 году, относятся:
внедрение новых сервисов и продуктового предложения для потребителей услуг, развитие гибкой адаптации портфеля транспортно-логистических услуг холдинга «РЖД» к потребностям рынка, включая расширение географии перевозок и туристических маршрутов, увеличение цифровизации клиентских сервисов, в том числе бесконтактных, развитие безбарьерной среды для маломобильных пассажиров;
учет факторов, связанных с распространением коронавирусной инфекции COVID-19, ухудшением экономической ситуации в странах присутствия, изменением курсов валют, ростом цен на металлозависимую продукцию, изменением геополитической ситуации в отдельных странах присутствия с разработкой и реализацией соответствующих мероприятий по воздействию на риски, включая комплекс мер в целях сохранения безопасности, здоровья работников и клиентов и обеспечения непрерывности деятельности;
автоматизация и цифровизация, в том числе позволяющие повысить достоверность и оперативность данных, удобство пользования услугами холдинга «РЖД», снизить человеческий фактор и ручной труд, повысить скорость принятия управленческих решений;
анализ и оптимизация внутренних процессов, направленных на выявление и проработку основных проблемных мест, совершенствование системы управления, позволяющей непрерывно повышать качество и безопасность не только для потребителей услуг, но и для общества в целом, включая заботу об окружающей среде;
законодательные инициативы, направленные на повышение прозрачности деятельности Компании, в том числе посредством использования инструмента «регуляторной гильотины»;
обучение и повышение уровня компетенций работников Компании, реализация программ, направленных на сохранение здоровья работников, создание условий для их самореализации и непрерывного развития, мотивацию персонала, обеспечение социальной стабильности трудовых коллективов.