Охрана окружающей среды

Анатолий Храмцов

В современном мире возрастает роль устойчивого, безопасного и энергоэффективного транспорта как средства для решения глобальных экологических и климатических проблем. Железнодорожный транспорт благодаря значительной степени электрификации является одним из наиболее экологичных и климатосберегающих видов транспорта.

Доля Компании в суммарных показателях негативного воздействия на окружающую среду предприятий, функционирующих на территории Российской Федерации, составляет менее 1 %.

Анатолий Храмцов Заместитель генерального директора — главный инженер ОАО «РЖД»

ОАО «РЖД» — крупнейший природопользователь, работающий на территории 77 субъектов Российской Федерации. Выбор приоритетов ОАО «РЖД» в области рационального природопользования и повышения экологической безопасности до 2025 года определен Основами государственной политики в области экологического развития Российской Федерации на период до 2030 годаУтверждены Президентом Российской Федерации 30 апреля 2012 года и Указом Президента Российской Федерации от 7 мая 2018 года № 204 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года».. С учетом приоритетов государственной политики в сфере охраны окружающей среды основная цель ОАО «РЖД» в области природоохранной деятельности — минимизация влияния производственной деятельности ОАО «РЖД» на окружающую среду, а также повышение уровня рационального природопользования и экологической безопасности.

Ключевой документ об основных намерениях и направлениях деятельности ОАО «РЖД» в отношении экологической результативности, — Политика холдинга «РЖД» в области охраны труда и окружающей среды, промышленной и пожарной безопасностиУтверждена распоряжением ОАО «РЖД» от 21 января 2020 года № 102/р..

Основные природоохранные мероприятия в 2021 году

  • Применение экологичных технологий на более чем 150 объектах в республике Коми, Красноярском, Забайкальском и Хабаровском краях, Московской, Ярославской, Ростовской, Самарской и Оренбургской областях, в том числе по переводу котельных, пунктов обогрева на экологичные виды топлива, замене пылегазоочистного оборудования;
  • ввод в эксплуатацию восьми сооружений для очистки сточных вод;
  • вовлечение клининговых и аутсорсинговых компаний пассажирского комплекса ОАО «РЖД» в реализацию проекта по селективному накоплению отходов бумаги, стекла, пластика и бытового алюминия;
  • утверждение типовых технологий по организации раздельного накопления отходов на железнодорожных вокзальных комплексах, в подвижном составе и на производственных площадках структурных подразделений Дирекции скоростного сообщения — филиала ОАО «РЖД»;
  • эксплуатация двух установок по утилизации резинотехнических изделий (в 2021 году на установках переработано 444 т отходов, изготовлено 269 т крошки и 7,1 тыс. м2 резиновых напольных покрытий);
  • реализация программы обезвреживания отходов производства и потребления на собственных объектах: на комплексах термического обезвреживания отходов баланса Научно-производственного центра по охране окружающей среды обезврежено 3,042 тыс. т промышленных и медицинских отходов, 91,3 тыс. шт. отработанных деревянных шпал;
  • эксплуатация теплофикационной установки на станции Черняховск Калининградской железной дороги с расходом твердого топлива из старогодных деревянных шпал 36,8 тыс. шт., выработкой тепловой энергии 5 469 Гкал и экономией природного газа 744,19 тыс. м3;
  • проведение патентной разведки по приоритетным технологическим направлениям утилизации отходов II–IV классов, содержащих нефтепродукты;
  • доработана Экологическая стратегия до 2030 года и на перспективу до 2035 года, которая отражает деятельность Компании в направлении достижения глобальных целей ООН и национальных целей в области устойчивого развития.