Облигации

РЖД — лидер по устойчивому финансированию в России

ОАО «РЖД» — единственная компания, которая представляет Россию на международном рынке зеленых облигаций, а также является крупнейшим ESG-заемщиком на локальном рынке. ОАО «РЖД» размещает зеленые и социальные облигации в соответствии с российскими и международными принципами в области устойчивого финансирования. Привлеченные средства используются для финансирования проектов с экологической и социальной составляющей в соответствии с опубликованными концепциями финансирования проектов устойчивого развития и социального финансирования ОАО «РЖД».

Международный рынок капитала

В 2021 году ОАО «РЖД» продолжило работу по внедрению финансовых инноваций и диверсификации источников и инструментов финансирования, в том числе наращиванию объема устойчивых инвестиций.

В марте 2021 года ОАО «РЖД» вновь подтвердило статус лидера на российском рынке ESG-финансирования, став первым эмитентом из России, разместившим зеленые бессрочные еврооблигации. Сумма сделки составила 250 млн швейцарских франков по ставке 3,125 %, первый колл-опцион с возможностью выкупа бумаг по усмотрению ОАО «РЖД» предусмотрен через 6,3 лет, при этом первое повышение ставки произойдет только через 11,5 лет. Позднее, в октябре, было осуществлено доразмещение указанного выпуска бессрочных еврооблигаций на сумму 200 млн швейцарских франков.

В развитие инструментов устойчивого финансирования в 2021 году ОАО «РЖД» реализован новый для транспортной отрасли инструмент — международный ESG-кредит с привязкой к выполнению экологических КПЭ. Кредитором выступил итальянский банк «ЮниКредит Банк», сумма сделки составила 585 млн швейцарских франков, срок — семь лет, ставка менее 1 %. Дополнительно ставка кредитования может быть снижена на 0,05 % за счет выполнения ОАО «РЖД» целевых показателей в области устойчивого развития. Кроме того, в марте ОАО «РЖД» удалось привлечь на международном рынке 20 млрд руб. на 7,5 лет, а также за счет превышающего спроса снизить диапазон по ставке купона до финальных 7,45 % и достичь минимальной премии к ОФЗ.

Таким образом, в 2021 году суммарно через международные инструменты было привлечено 102,8 млрд руб.

Локальный рынок капитала

В 2021 году Компания трижды успешно проводила первичное размещение рублевых облигаций на локальном рынке капитала. Впервые в 2021 году ОАО «РЖД» вышло на локальный рынок облигаций в феврале, разместив 20 млрд руб. на 6,5 лет по фиксированной ставке купона в размере 6,85 %. Позднее на аналогичных условиях была закрыта еще одна сделка в клубном формате в объеме 10 млрд руб. В июле 2021 года Компания успешно закрыла книгу заявок по семилетним биржевым облигациям на сумму 15 млрд руб. по ставке 7,85 %.

В феврале была закрыта книга заявок по восьмому выпуску локальных бессрочных облигаций на сумму 24 млрд руб. по ставке «пятилетняя ОФЗ + 1,75 %» (ставка первого купона была зафиксирована на уровне 7,80 %). Таким образом, с учетом выпусков, состоявшихся в 2020 году, в рамках Программы бессрочных облигаций ОАО «РЖД» разместило 337 млрд руб.

Всего в 2021 году суммарно через инструменты локального рынка капитала было привлечено 69 млрд руб.

Кроме того, реализован новый для ОАО «РЖД» инструмент — целевой кредит ВЭБ.РФ на проект цифровой трансформации. Соглашение с ВЭБ.РФ заключено на льготных условиях на срок 10 лет и общую сумму 8,9 млрд руб., при этом средства по соглашению являются целевыми и могут быть направлены исключительно на проекты, соответствующие критериям программы Минцифры России.

В феврале 2021 года ОАО «РЖД» внесло изменения в свою Концепцию зеленого финансирования (опубликована в мае 2019 года), касающиеся в первую очередь включения зеленых гибридных/бессрочных облигаций и кредитов в качестве приемлемого инструмента, который может быть выпущен в рамках концепции.

Проекты, которые финансируются за счет социальных облигаций

Средства от инструментов социального финансирования ОАО «РЖД», включая средства, привлеченные при размещении социальных облигаций, используются для финансирования расходов Компании по проектам, которые соответствуют принципам Концепции социального финансирования ОАО «РЖД» и соотносятся с Целями в области устойчивого развития ООН.

Социальные проекты в соответствии с Концепцией социального финансирования ОАО «РЖД»

Основные проекты
  • Городская электричка
  • Развитие вокзальной инфраструктуры и доступность для маломобильных пассажиров
  • Строительство и реконструкция железнодорожных линий пассажирского сообщения
Цели устойчивого развития ООН
Целевая категория населения
  • Маломобильные пассажиры;
  • люди, живущие далеко от центра города;
  • городское население в целом
Основные проекты
  • Предоставление медицинских услуг, включая строительство и реконструкцию медицинских учреждений
Цели устойчивого развития ООН
Целевая категория населения
  • Население регионов с недостаточным проникновением медицинских услуг;
  • население России в целом
Основные проекты
  • Предоставление образовательных услуг, включая строительство и реконструкцию учебных заведений
Цели устойчивого развития ООН
Целевая категория населения
  • Население регионов с недостаточным проникновением образовательных услуг;
  • дети и молодежь
Основные проекты
  • Защита населения от COVID-19
  • Ликвидация последствий стихийных бедствий
Цели устойчивого развития ООН
Целевая категория населения
  • Население России в целом;
  • пациенты с COVID-19;
  • население регионов, пострадавших от стихийных бедствий
О проекте закупки электропоездов «Ласточка»
Электропоезд «Ласточка»

«Ласточка» — скоростные пассажирские электропоезда, которые используются как в пригородном, так и в междугородном, дальнем пассажирском сообщении. Закупка поездов «Ласточка» относится к проектам в категории «Экологически чистый транспорт», предусмотренной Принципами зеленых облигаций. Индикативный расчет воздействия на окружающую среду в результате использования электропоездов «Ласточка», проведенный Компанией, показал значительное преимущество железнодорожного транспорта для перевозки пассажиров по сравнению с автомобильным транспортом. В 2021 году выбросы СО2 от использования «Ласточек» были в 3,9 раза меньше, чем уровень выбросов от перевозки аналогичного количества пассажиров автомобилями.

Общий объем денежных средств, направленных на закупку электропоездов «Ласточка», млрд руб.
Индикативный расчет выбросов от использования электропоездов «Ласточка» по сравнению с автомобильным транспортом, тыс. т CO2
Перевозки пассажиров электропоездами «Ласточка», млн пасс.
2017
2018
2019
2020
2021
Дальнее следование и пригородное сообщение
29 741,0
41 324,5
53 347,9
39 604,5
56 280,3
МЦК
110 829,5
129 633,0
147 538,4
115 259,0
150 866,8
Всего
140 570,5
170 957,5
200 886,3
154 863,5
207 147,1