Пассажирские перевозки в пригородном сообщении

МЦК

В пригородном сообщении осуществляют перевозки 26 пригородных пассажирских компаний (ППК). Доля ОАО «РЖД» в уставном капитале 18 пригородных пассажирских компаний составляет более 50 %.

По итогам работы за 2021 год расписание движения пассажирских поездов по всей сети выполнено: по отправлению — 99,37 %, по проследованию — 98,13 %, по прибытию на конечные пункты — 98,36 %. Расписание движения пригородных поездов по всей сети выполнено: по отправлению — 99,15 %, по проследованию — 98,44 %, по прибытию на конечные пункты — 98,22 %.

Пассажирооборот в пригородном сообщении по категориям перевозок, млрд пасс.-км
Обновление парка подвижного состава

В компаниях холдинга «РЖД» действует обширная программа обновления подвижного состава в пригородном сообщении. В 2021 году приобретено 678 вагонов, в том числе:

  • 145 вагонов электропоездов «Ласточка»;
  • 40 вагонов пригородных электропоездов серии ЭП3Д;
  • 45 вагонов рельсовых автобусов РА-3;
  • 436 пассажирских вагонов, в том числе 346 одноэтажных вагонов нового модельного ряда 2019А и 90 двухэтажных вагонов производства Тверского вагоностроительного завода;
  • 12 вагонов локомотивной тяги (приобретены пригородными пассажирскими компаниями).

Масштабная программа обновления парка позволила не только повысить комфорт для пассажиров, но и расширить маршрутную сеть пригородных перевозок, а также привлечь туристов на ряд направлений.

Развитие мультимодальных маршрутов и пересадочных узлов

Согласно мировому опыту, самая успешная модель интегрирования систем пассажирского транспорта — создание транспортно-пересадочных узлов (ТПУ), объединяющих разные виды транспорта, в том числе железнодорожный, метро и наземный городской пассажирский транспорт. Цель создания интермодальной транспортной системы — максимальное удобство для пассажиров и повышение техническо-экономической эффективности транспортной системы.

Мультимодальные перевозки в холдинге «РЖД» сейчас реализованы на полигонах 14 ППК, которые заключают договоры с автобусными перевозчиками по оформлению проездных билетов и оказанию услуг диспетчеризации, а также по взаимодействию с ОАО «РЖД» по проведению взаиморасчетов при организации смешанных перевозок. За 2021 год мультимодальными перевозками на базе ППК перевезено 150,9 тыс. пассажиров, что на 63,2 % выше, чем в 2020 году.

По итогам 2021 года количество перевезенных пассажиров по мультимодальным маршрутам составило 43,5 тыс. пассажиров. Компания планирует дальнейшее увеличение объемов мультимодальных услуг и повышение эффективности действующих маршрутов.

Московские центральные диаметры

Московские центральные диаметры (МЦД) — это крупнейший транспортный проект Центрального транспортного узла, предусматривающий развитие маршрутов высокоинтенсивного движения пригородных поездов между городами Московской области через центр Москвы. Данный совместный проект ОАО «РЖД», Министерства транспорта Российской Федерации, Правительств Москвы и Московской области объединяет формат пригородных электричек и метро.

Первые два диаметра («Одинцово — Лобня» и «Нахабино — Подольск») были запущены в конце 2019 года. Запуск еще двух диаметров («Зеленоград — Раменское», «Апрелевка — Железнодорожный») предусмотрен в 2023–2024 годах.

Одним из направлений развития Московских центральных диаметров является реконструкция действующих и строительство новых остановочных пунктов, обеспечивающих доступ ко всему комплексу пассажирских сервисов и услуг. С момента запуска МЦД-1 и МЦД-2 полностью реконструировано семь остановочных пунктов и открыто шесть новых (Остафьево, Курьяново, Щукинская, Волоколамская, Пенягино, Славянский Бульвар).

В 2021 году:

  • введен в эксплуатацию остановочный пункт Щукинская (заменил платформу Покровское-Стрешнево) на Рижском направлении, ставший частью одноименного транспортно-пересадочного узла, объединившего МЦД-2, Таганско-Краснопресненскую линию метро и наземный городской пассажирский транспорт;
  • открыт новый остановочный пункт Аминьевская (МЦД-4).
Отправление пассажиров на Московских центральных диаметрах, млн человек
Показатель
2019
2020
2021
Изменение 2021/2020, %
МЦД-1
72,3
54,6
76,4
39,7
МЦД-2
76,8
73,7
93,6
27,1
Итого
149,1
128,3
170,0
32,5

Московские центральные диаметры

МЦД-1

Одинцово — Лобня (Белорусско-Савеловский диаметр)

Протяженность
52 км
Время в пути
1 ч 27 мин
Количество пересадок на метро и железную дорогу
8 (к 2024 году — 12)
Количество станций
25 (к 2024 году — 28)

МЦД-2

Нахабино — Подольск (Курско-Рижский диаметр)

Протяженность
81 км
Время в пути
2 ч
Количество пересадок на метро и железную дорогу
11 (к 2024 году — 15)
Количество станций
35 (к 2024 году — 38)
Московское центральное кольцо

Московское центральное кольцо (МЦК) — маршрутная линия железнодорожного пассажирского транспорта в Москве, частично интегрированная с метрополитеном по системе оплаты проезда и пересадкам. Это совместный проект ГУП «Московский метрополитен», ОАО «РЖД» и АО «МКЖД», запущенный в 2016 году.

Проект постоянно совершенствуется: уменьшены интервалы движения поездов, добавлены новые сервисы, развивается инфраструктура. Постоянно растет и пассажиропоток. За весь период функционирования МЦК перевезено более 681 млн пассажиров.

В 2021 году МЦК перевезло 150,9 млн человек, что стало рекордом за пять лет. Пассажиропоток на МЦК не только восстановился, но и обогнал допандемийный показатель 2019 года. На момент подготовки отчета интервал между поездами на МЦК составлял 4 мин.