Грузовые перевозки по инфраструктуре ОАО «РЖД»

Грузовые перевозки
Погрузка

Восстановление экономической активности, улучшение конъюнктуры на мировых рынках и, как следствие, увеличение показателей грузовых перевозок отмечалось на протяжении 2021 года на фоне ослабления ряда карантинных ограничений.

Динамика среднесуточной погрузки, тыс. т
Динамика объемов погрузки, млн т

По итогам 2021 года погрузка грузов по сети ОАО «РЖД» составила 1 282,8 млн т, что на 3,2 % выше уровня аналогичного периода прошлого года. Наибольшее увеличение отмечено в сегментах грузов в контейнерах (10,5 %), перевозок каменного угля (5,2 %), черных металлов (4,3 %) и нефтеналивных грузов (4,2 %).

В 2021 году погрузка выросла по всем направлениям. Рост во внутрироссийском сообщении на 2,6 % сопровождался увеличением объемов погрузки на экспорт на 3,4 %. При этом доли погрузки внутреннего и экспортного сообщений в структуре погрузки в 2021 году изменились незначительно и составили 60,6 и 38,2 % соответственно.

Структура погрузки по видам сообщения
Показатель
2020
2021
Изменение объема, %
млн т
доля, %
млн т
доля, %
Погрузка
1 243,6
100,0
1 282,8
100,0
3,2
Внутреннее сообщение
757,9
60,9
777,5
60,6
2,6
Экспорт, в том числе:
473,9
38,1
490,1
38,2
3,4
через порты
331,7
26,7
351,1
27,4
5,8
через пограничные переходы
142,2
11,4
139,0
10,8
−2,3
Импорт и транзит
11,8
0,9
15,3
1,2
29,4

В структуре погрузки преобладали каменный уголь, нефть и нефтепродукты, строительные грузы и руда. Их суммарная доля в общем объеме погрузки составила 65,2 %. В структуре погрузки во внутрироссийском сообщении также преобладали каменный уголь с долей 20,1 %, нефть и нефтепродукты — 16,2 %, строительные грузы — 16,0 % и железная руда — 12,1 %. Доминирующее положение в структуре экспортных отправок занимали каменный уголь — 43,9 %, нефть и нефтепродукты — 18,7 %.

В 2021 году погрузка всех классов грузов увеличилась: объем погрузки грузов I груженого класса вырос на 2,5 %, II класса — на 4,1 %, III класса — на 4,2 %. Наибольший рост по грузам I груженого класса показали каменный уголь (5,2 %) и промсырье (5,7 %). По грузам II груженого класса значительное увеличение отмечено по нефти и нефтепродуктам (4,2 %). По грузам III класса наибольший рост отмечен по погрузке черных металлов (4,3 %). Наибольший удельный вес в 2021 году пришелся на низкодоходные грузы — 60,1 % от общего объема погрузки. Доля среднедоходных составляла 30,1 %, высокодоходных — 9,8 %.

Изменение объемов погрузки грузов в 2021 году, млн т
Структура погрузки грузов во внутрироссийском сообщении в 2021 году, %
Структура погрузки грузов в экспортном сообщении в 2021 году, %
Структура погрузки грузов в 2021 году
Показатель
Низкодоходные грузы (I груженый класс)
Среднедоходные грузы (II груженый класс)
Высокодоходные грузы (III груженый класс)
Погрузка, млн т
770,5 (+2,5 %)
386,4 (+4,1 %)
125,9 (+4,2 %)
Доля в общей погрузке, %
60,1 (−0,4 п. п.)
30,1 (+0,3 п. п.)
9,8 (+0,1 п. п.)
Грузооборот

Грузооборот всего на инфраструктуре ОАО «РЖД» в 2021 году увеличился на 3,1 % и составил 3 320,3 млрд ткм. При этом груженый грузооборот железнодорожных перевозок в 2021 году увеличился на 3,7 % к уровню 2020 года, а порожний грузооборот — на 0,8 %. Увеличение грузооборота в основном было обусловлено увеличением объемов перевозок каменного угля, нефти и нефтепродуктов, удобрений, минерально-строительных грузов, а также грузов в контейнерах. Кроме того, росту грузооборота способствовало увеличение средней дальности грузовых перевозок на 0,9 % к уровню 2020 года, до 1 879 км. Такой рост дальности складывался в основном за счет роста транзитных перевозок, в том числе контейнерных, по маршруту Китай — Европа — Китай.

Динамика груженого грузооборота, млрд ткм
Структура груженого грузооборота по направлениям, %
Средняя дальность перевозки, км
Показатель
2017
2018
2019
2020
2021
Изменение объема, %
Перевозка грузов
1 800
1 835
1 851
1 862
1 879
0,9
Перевозка порожних вагонов
1 236
1 274
1 269
1 256
1 242
−1,1

По итогам года груженый грузооборот увеличился по всем направлениям перевозок: во внутренних перевозках — на 4,0 %, в экспортных — на 0,6 %, в импортных — на 19,3 %, в транзитных — на 39,3 %. Данные изменения привели к сокращению удельного веса экспорта в структуре груженого грузооборота на 1,6 п. п. и росту доли внутрироссийских перевозок на 0,1 п. п. и транзитных — на 0,9 п. п.

В структуре грузооборота по группам грузов в 2021 году при существенном увеличении доли остальных грузов (на 1,2 п. п., до 13,3 %, в том числе контейнерных перевозок — на 1,4 п. п., до 10 %) и угля (на 0,1 п. п., до 43,1 %) снизились доли нефти и нефтепродуктов (на 0,4 п. п., до 13,3 %) и руды металлической (на 0,5 п. п., до 6,0 %). Также значительно снизилась доля порожнего грузооборота в общем грузообороте (на 0,5 п. п., до 20,5 %).