Проекты инвестиционной программы ОАО «РЖД»
Комплексные проекты развития магистральной инфраструктуры ОАО «РЖД»
В 2021 году ОАО «РЖД» продолжало работать над достижением целей национального проекта «Транспортная часть Комплексного плана расширения и модернизации магистральной инфраструктуры на период до 2024 года» (КПМИ), а также Указа Президента Российской Федерации В. В.Путина от 7 мая 2018 года № 204.
Цель проекта — развитие и обновление железнодорожной инфраструктуры на подходах к портам Азово-Черноморского бассейна и строительство западного обхода Саратовского узла Приволжской железной дороги с усилением участка Липовский — Курдюм.
В состав федерального проекта включены три инвестиционных проекта.
Развитие и обновление железнодорожных подходов к морским портам Азово-Черноморского бассейна
В 2021 году обеспечено достижение целевого показателя суммарной провозной способности магистралей на подходах к морским портам Азово-Черноморского бассейна в объеме 125,1 млн т.
Строительство западного обхода Cаратовского узла Приволжской железной дороги
В 2021 году продолжалось выполнение проектно-изыскательских работ в рамках реализации проекта.
Южный кластер. Развитие железнодорожной инфраструктуры «Центр — Юг» (Москва — Адлер)
Цель проекта — разделение пассажирского и грузового движения поездов в направлении Юга России и сокращение времени в пути пассажирских поездов на направлении «Центр — Юг». Основные мероприятия по проекту «Южный кластер» в части строительства новых железнодорожных линий Елец — Воронеж и Кривенковская — Сочи, реконструкции участков Ожерелье — Елец, Воронеж — Горячий Ключ и электрификации направления Ожерелье — Узловая — Елец будут реализованы после 2024 года.
Цель проекта — достижение к концу 2024 года суммарной провозной способности магистралей 180 млн т в год.
Реализация проекта предусматривает мероприятия по увеличению пропускной и провозной способности инфраструктуры для увеличения транзитного контейнеропотока в четыре раза, в том числе Транссиб за семь суток, и модернизацию железнодорожной инфраструктуры Байкало-Амурской и Транссибирской железнодорожных магистралей с развитием пропускных и провозных способностей.
В 2021 году обеспечено достижение целевого показателя суммарной провозной способности магистралей на подходах к морским портам Северо-Западного бассейна в объеме 145,6 млн т.
Цель — развитие железнодорожной инфраструктуры Центрального транспортного узла, а также строительство дополнительных V и VI путей на участке Москва — Алабушево под специализированное пассажирское сообщение (42 км).
В состав федерального проекта включены два инвестиционных проекта.
Усиление железнодорожной инфраструктуры для освоения прогнозируемых пассажирских перевозок Центрального транспортного узла
В 2021 году обеспечено достижение целевого показателя пассажиропотока в пригородном железнодорожном сообщении Центрального транспортного узла для ключевых направлений в объеме 706,9 млн пассажиров в год.
Строительство дополнительных V и VI путей на участке Москва — Алабушево под специализированное пассажирское движение
Участок является первым этапом проекта высокоскоростной железнодорожной магистрали Москва — Санкт-Петербург (ВСЖМ-1) протяженностью 42 км.
Цель проекта — создание выделенной высокоскоростной железнодорожной линии со специализацией под пассажирское движение Санкт-Петербург — Москва с планом и профилем, позволяющим реализовать скорость движения высокоскоростных поездов
В составе федерального проекта предусмотрена реализация участка Крюково (Алабушево) — Обухово высокоскоростной железнодорожной магистрали Москва — Санкт-Петербург, показатель в соответствии с утвержденным паспортом федерального проекта в 2027 году составляет 629,7 км.
Цель проекта — развитие железнодорожной инфраструктуры в Санкт-Петербургском транспортном узле для обеспечения перевозок пассажиров в пригородно-городском сообщении в объеме 142,4 млн человек и перевозок грузов в объеме 261 млн т в 2030 году.
Цель проекта — повышение транспортной доступности Краснодарской агломерации за счет организации мультимодальных перевозок с использованием пригородных электропоездов повышенной комфортности «Ласточка» в сообщении с аэропортом Анапы.
Цель проекта — создание транспортной инфраструктуры Арктической зоны Российской Федерации провозной способностью в объеме 23,9 млн т в год с целью создания условий для дальнейшего наращивания экономической деятельности в Арктике и в первую очередь на полуострове Ямал, где сосредоточены основные запасы природного газа Российской Федерации.
Цель проекта — обеспечение перевозки перспективных объемов грузов в размере 31,9 млн т к 2025 году за счет организации на направлении Соликамск — Пермь-Сортировочная движения грузовых поездов массой 6 тыс. т и длиной 71 условный вагон.
Цель проекта — обеспечение развития пропускных и провозных способностей с целью ликвидации «узких» мест железнодорожной инфраструктуры Восточного полигона.
Цель проекта — освоение перспективного грузопотока на участке Междуреченск — Тайшет для обеспечения возрастающих перевозок грузов из Кузбасского региона в направлении портов Дальнего Востока, связанных в значительной степени с ростом объемов перевозок внешнеторговых грузов через порты Дальневосточного бассейна.
Цель проекта — обеспечение пропуска грузового движения за счет перераспределения транзитных поездов с пассажиронапряженного Воронежского направления — до 51 пары поездов к 2030 году. Специализация пассажирского и грузового движения на направлении «Центр — Юг» позволит на направлении Ртищево — Кочетовка увеличить объем перевозок каменного угля, рудных грузов, химических грузов и серы и других видов высокодоходных грузов.
Цель проекта — обеспечение вывоза объемов перевозок грузов с промышленных предприятий Березниковско-Соликамского узла путем строительства северного железнодорожного обхода г. Перми с мостовым переходом через Камское водохранилище.
Цель проекта — повышение эффективности работы железной дороги и транспортного обслуживания о. Сахалин с обеспечением перевозок прогнозируемого грузооборота и снижение себестоимости перевозок.
В рамках данного раздела мероприятий инвестиционной программы ОАО «РЖД» в установленном порядке осуществляется разработка технико-экономических обоснований инвестиций реализации проектов в сфере железнодорожного транспорта, а также проектной документации на проекты по развитию инфраструктуры будущих периодов.
Цель проекта — увеличение пропускных и перерабатывающих способностей основных направлений сети железных дорог для пропуска грузовых поездов унифицированного веса 6,3 тыс. т и длины 71 условный вагон.
В рамках реализации данного проекта проводятся работы по созданию условий для бесперебойного осуществления прогнозных объемов перевозок грузов и по приведению инфраструктуры к требованиям законодательства Российской Федерации.
Цель проекта — путевое развитие и комплексное оборудование сортировочных станций устройствами механизации и системами автоматизации основных технологических процессов, направленных на увеличение перерабатывающей способности станций.
Цель проекта — внедрение современных цифровых модулей, позволяющих минимизировать участие человека в основных технических процессах, в том числе с выводом из «опасных» зон.
В рамках инвестиционных проектов данного блока выполняются работы в целях:
- развития и поддержки функционирования ИТ-инфраструктуры, гарантирующей непрерывность производственных процессов;
- обновления существующих производственных мощностей;
- приведения инфраструктуры связи в соответствие с действующим законодательством в области связи;
- создания магистральной сети передачи данных ОАО «РЖД»;
- внедрения ресурсосберегающих технологий на железнодорожном транспорте;
- создания инновационных технических средств, систем и технологий;
- организации интеллектуального учета электроэнергии ОАО «РЖД» и создания сервисов цифровой трансформации.
В рамках инвестиционных проектов данного блока выполняются работы по приведению железнодорожной инфраструктуры к нормативным требованиям, по оснащению объектов инфраструктуры железнодорожного транспорта инженерно-техническими средствами обеспечения транспортной безопасности и объектов Компании природоохранным оборудованием (водо- и воздухоочистительное оборудование, по утилизации и обезвреживанию отходов).
Данный раздел инвестиционной программы ОАО «РЖД» объединяет проекты, направленные:
- на развитие инфраструктуры и техническое перевооружение грузовых дворов и терминалов;
- реконструкцию топливных и материальных складов;
- реконструкцию и строительство зданий и сооружений, объектов жизнеобеспечения (теплоэнергетики, водоснабжения и водоотведения, освещения), обеспечивающих технологические и хозяйственно-бытовые потребности хозяйств железных дорог;
- обновление парка путевой техники, средств диагностики и вагонов для поддержания и обеспечения объемов работ по реконструкции (модернизации), капитальному ремонту, а также новому строительству железнодорожного пути, обновление основных фондов дистанций пути, устройств автоматики и телемеханики;
- развитие объектов хозяйства электроснабжения ОАО «РЖД».
В рамках реализации инвестиционного проекта основной задачей ОАО «РЖД» является обеспечение доступности пассажирского сообщения. Компания развивает как пригородное сообщение, в том числе мультимодальные маршруты, так и пассажирские перевозки в скоростном и высокоскоростном сообщении между городскими агломерациями, проводятся работы по приведению вокзальной инфраструктуры к требованиям законодательства.
Проекты раздела направлены на обновление парка подвижного состава в целях обеспечения бесперебойной перевозки грузов и пассажиров, безопасности движения поездов, а также достижение целевых показателей в части объема перевозок и грузооборота, определенных Стратегией развития железнодорожного транспорта в Российской Федерации до 2030 года.
Данный раздел содержит проекты по развитию социальной сферы и организации мероприятий по созданию дочерних и зависимых обществ ОАО «РЖД», а также увеличению их уставного капитала.