Повышение эффективности тягового подвижного состава

Динамика и структура парка тягового подвижного состава в 2021 году

По состоянию на конец 2021 года эксплуатируемый парк локомотивов ОАО «РЖД» составил 13 292 ед. (увеличение на 0,7 % к уровню 2020 года).

Среднесуточное содержание локомотивов в 2021 году изменилось относительно уровня 2020 года:

  • в грузовом движении — увеличено на 169 ед.,
  • в пассажирском движении — увеличено на 14 ед.,
  • в хозяйственном движении — снижено на 62 ед.,
  • в маневровом движении — снижено на 26 ед.

При этом за счет реализации мероприятий направленных на повышение эффективности, в грузовом движении за счет повышения производительности локомотивов эксплуатируемого парка, высвободилось 85 ед., в хозяйственном движении за счет выполнения мероприятий по повышению эффективности использования локомотивов высвобождение составило 91 ед.

В 2021 году ОАО «РЖД» инвестировало в приобретение тягового подвижного состава 92,1 млрд руб. Все закупленные локомотивы российского производства. Всего было закуплено 535 локомотивов, в том числе:

  • 277 электровозов;
  • 258 тепловозов.

Для обеспечения вождения тяжеловесных поездов массой до 7,1 тыс. т на Восточном полигоне осуществлена закупка 139 ед. грузовых электровозов серии 3ЭС5К и 46 ед. грузовых тепловозов силой тяги F = 900kH серии 3ТЭ25К2М.

Развитие тяжеловесного движения

Тяжеловесное движение и повышение весовых норм грузовых поездов — один из основных способов оптимизации перевозочного процесса, позволяющих увеличить провозную способность участков и направлений, производительность локомотивов и локомотивных бригад, сократить потребление энергоресурсов на тягу поездов.

Увеличение весовой нормы и среднего веса грузового поезда позволяет решить основные задачи ОАО «РЖД» — увеличение провозной способности полигонов, улучшение качественных и количественных показателей использования подвижного состава и организации работы локомотивных бригад, стабилизацию работы железных дорог и сокращение сроков доставки грузов.

По итогам проведенных в 2021 году тягово-энергетических испытаний:

  • на 28 участках норма массы грузовых поездов увеличена в среднем на 829 т относительно ранее действовавших;
  • на 89 участках организована временная эксплуатация различных серий локомотивов с грузовыми поездами с вновь введенной или увеличенной критической нормой массы.
Экологичный подвижной состав
Экологичный подвижной состав

Компания реализует проекты по созданию экологичного тягового подвижного состава.

В 2021 году продолжена разработка вариантов компоновочных решений и выбора основного оборудования для модернизации маневровых и магистральных тепловозов для работы на природном газе. Реализация планов позволит к 2024 году обеспечить замещение потребления дизельного топлива природным газом на 11 %, а к 2030 году — на 25 %.

Второе направление связано с использованием гибридного подвижного состава на аккумуляторных батареях. В ноябре 2021 года завершена разработка конструкторской документации и начато изготовление двух опытных образцов гибридных маневровых локомотивов ЭМКА2. Начало испытаний первого локомотива запланировано на III квартал 2022 года. Ведется разработка гибридного электропоезда с литий-ионными аккумуляторными батареями на базе поезда «Ласточка».

ОАО «РЖД» приступило к реализации пилотного проекта по применению поездов на водородных топливных элементах на острове Сахалин. Проект предусматривает создание комплексной водородной технологии, включающей производство и транспортировку водорода, эксплуатацию и техническое обслуживание поездов, создание экспертного и образовательного центра. Водородный источник энергии отличается резким снижением уровня шума от подвижного состава и отсутствием выбросов, приводящих к парниковому эффекту.