Повышение эффективности тягового подвижного состава
По состоянию на конец 2021 года эксплуатируемый парк локомотивов ОАО «РЖД» составил 13 292 ед. (увеличение на 0,7 % к уровню 2020 года).
Среднесуточное содержание локомотивов в 2021 году изменилось относительно уровня 2020 года:
- в грузовом движении — увеличено на 169 ед.,
- в пассажирском движении — увеличено на 14 ед.,
- в хозяйственном движении — снижено на 62 ед.,
- в маневровом движении — снижено на 26 ед.
При этом за счет реализации мероприятий направленных на повышение эффективности, в грузовом движении за счет повышения производительности локомотивов эксплуатируемого парка, высвободилось 85 ед., в хозяйственном движении за счет выполнения мероприятий по повышению эффективности использования локомотивов высвобождение составило 91 ед.
В 2021 году ОАО «РЖД» инвестировало в приобретение тягового подвижного состава 92,1 млрд руб. Все закупленные локомотивы российского производства. Всего было закуплено 535 локомотивов, в том числе:
- 277 электровозов;
- 258 тепловозов.
Для обеспечения вождения тяжеловесных поездов массой до 7,1 тыс. т на Восточном полигоне осуществлена закупка 139 ед. грузовых электровозов серии 3ЭС5К и 46 ед. грузовых тепловозов силой тяги F = 900kH серии 3ТЭ25К2М.
Тяжеловесное движение и повышение весовых норм грузовых поездов — один из основных способов оптимизации перевозочного процесса, позволяющих увеличить провозную способность участков и направлений, производительность локомотивов и локомотивных бригад, сократить потребление энергоресурсов на тягу поездов.
Увеличение весовой нормы и среднего веса грузового поезда позволяет решить основные задачи ОАО «РЖД» — увеличение провозной способности полигонов, улучшение качественных и количественных показателей использования подвижного состава и организации работы локомотивных бригад, стабилизацию работы железных дорог и сокращение сроков доставки грузов.
По итогам проведенных в 2021 году тягово-энергетических испытаний:
- на 28 участках норма массы грузовых поездов увеличена в среднем на 829 т относительно ранее действовавших;
- на 89 участках организована временная эксплуатация различных серий локомотивов с грузовыми поездами с вновь введенной или увеличенной критической нормой массы.