Обзор рынка
Российская экономика в 2021 году
Ситуация в российской экономике в 2021 году существенно улучшилась, рост ВВП составил, по оценке Росстата, 4,7 %, что компенсировало его спад на 2,7 % в 2020 году. При этом основной восстановительный рост пришелся на первое полугодие 2021 года, когда ВВП вырос, по данным Росстата, на 4,8 %.
В целом в 2021 году темпы экономического роста России оказались лучше первоначальных ожиданий экспертных организаций и Минэкономразвития России, которое в апреле 2021 года прогнозировало рост по году на 2,9 %, а в сентябре 2021 года — на 4,2 %.
Во многом это было связано с более активным, чем ожидалось, восстановлением мировой экономики, значительным ростом мировых цен на нефть и другие товары российского экспорта, государственной поддержкой населения, стимулировавшей потребительский спрос. Средняя цена на российскую нефть марки Urals в 2021 году выросла в 1,7 раза к уровню 2020 года и составила 69,0 долл. США за баррель.
Кроме того, в России в 2021 году в меньшей степени, чем во многих других странах, реализовывались жесткие меры по ограничению экономической и социальной активности из-за пандемии коронавируса. Вклад в восстановление российской экономики в 2021 году внесли как производственные отрасли, так и отрасли, ориентированные на потребительский спрос.
Промышленное производство, определяющее объемы грузовой работы железнодорожного транспорта, выросло в 2021 году на 5,3 % после снижения на 2,1 % в 2020 году. При этом в добыче полезных ископаемых объем производства увеличился на 4,8 %, а в обрабатывающих отраслях — на 5,0 %.
В 2021 году происходил рост строительного сектора на фоне расширения спроса на ипотеку и реализации крупных строительных проектов. Объем работ по виду деятельности «Строительство» в 2021 году вырос на 6,0 %, а объем жилищного строительства — на 12,7 %.
В таких условиях наряду с ростом прибыли российских предприятий оживилась их инвестиционная активность. Инвестиции в основной капитал в 2021 году выросли на 7,7 % в годовом исчислении.
Значительную поддержку российской экономике в 2021 году оказывал как внутренний потребительский, так и внешний спрос. Российский экспорт в денежном выражении в 2021 году вырос на 48,2 % в годовом исчислении, что в большой степени произошло за счет роста цен, однако и физические объемы экспорта по многим товарным позициям увеличились.
Оборот розничной торговли вырос на 7,8 % (в 2020 году был спад на 3,2 %), а объем платных услуг населению — на 14,1 % (в 2020 году — снижение на 14,6 %). Значительная потребительская активность была обусловлена реализацией отложенного ранее спроса на фоне ослабления карантинных ограничений по сравнению с 2020 годом, относительно низкими процентными ставками в розничном кредитовании, масштабными выплатами отдельным категориям граждан со стороны государства. Реальные располагаемые денежные доходы населения в целом в 2021 году выросли на 3,1 %, что стало максимальным приростом с 2013 года.
Факторами, ограничивавшими развитие российской экономики в 2021 году, стали обострение эпидемиологической обстановки во втором полугодии, сохранение ограничений по добыче нефти в рамках соглашения ОПЕК+, сложная геополитическая обстановка, повышающая неопределенность, а также ситуация в сельском хозяйстве, где в 2021 году произошел спад выпуска на 0,9 %.
Как и в мировой экономике, в России в 2021 году произошло резкое ускорение инфляции, как потребительской, так и промышленной. Рост потребительских цен в годовом исчислении ускорился с 5,2 % в январе до 8,4 % в декабре. В целом в 2021 году рост потребительских цен (6,7 %) почти вдвое превысил показатель 2020 года (3,4 %). Такая тенденция привела к неоднократному повышению ключевой процентной ставки, что в перспективе будет ограничивать экономический рост, при том что причины инфляции во многом обусловлены внешними факторами.
Цены производителей в России в среднем за 2021 год увеличились на 24,5 % после снижения на 2,9 % в 2020 году, что значительно повысило ценовое давление на расходы ОАО «РЖД».
В условиях беспрецедентного усиления санкционного давления на Россию в I квартале 2022 года, характеризуемого значительными ограничениями для внешней торговли, мерами против финансового сектора и ключевых отраслей российской экономики, в 2022 году ожидается ухудшение динамики ключевых макроэкономических показателей.
В 2021 году, по данным Росстата, грузооборот транспорта в России увеличился на 5,4 % относительно 2020 года и составил 5 695,4 млрд ткм. В том числе грузооборот трубопроводного транспорта вырос на 7,4 %, воздушного — на 29,2 %, внутреннего водного транспорта — на 2,3 %, автомобильного — на 5 %, морского — на 0,4 %. Грузооборот железнодорожного транспорта увеличился на 3,7 %.
Доля железнодорожного транспорта в структуре грузооборота транспортной системы страны составила 46,3 % (на 0,8 п. п. ниже уровня 2020 года). Доля железнодорожного транспорта без учета трубопроводного составила 86,8 % (не изменившись к уровню 2020 года).
Межвидовая конкуренция на рынке грузовых перевозок и конкурентные преимущества железнодорожного транспорта
ОАО «РЖД» работает в условиях конкурентного давления со стороны других видов транспорта. В сегменте грузовых перевозок основными конкурентами являются трубопроводный, автомобильный, а также водный транспорт (морской транспорт в основном в сегменте транзитных контейнерных перевозок). ОАО «РЖД» испытывает максимальное конкурентное давление со стороны трубопроводного транспорта в сегментах перевозок сырой нефти и светлых нефтепродуктов, это создает существенные риски сокращения потенциальной грузовой базы железнодорожных перевозок в указанных сегментах.
Помимо трубопроводного транспорта, конкурентное давление на железнодорожные перевозки нефтяных грузов оказывает и внутренний водный транспорт. При этом конкуренция между внутренним водным и железнодорожным видами транспорта носит сезонный характер, присутствуя только в летний период при перевозке массовых грузов в районах, прилегающих к бассейну реки Волги, а также по системе каналов, рек и озер Волго-Балтийского водного пути. По данным Федеральной службы государственной статистики, грузооборот железнодорожного транспорта в России более чем в 40 раз превышает аналогичный показатель внутреннего водного транспорта.
Основным конкурентным преимуществом речного транспорта перед железнодорожным является существенно более низкий уровень себестоимости перевозок, обусловленный отсутствием затрат на содержание инфраструктуры, а также небольшой долей энергозатрат на перемещение тонны груза.
Автомобильный транспорт перевозит грузы на небольшие по сравнению с другими видами транспорта расстояния, а его удельный вес в грузообороте транспорта составляет порядка 5 %, однако объемы перевозок грузов в 4,3 раза выше, чем на железнодорожном транспорте. Вместе с этим автомобильный транспорт все более активно принимает участие в доставке на дальние расстояния мелких партий высокодоходных и скоропортящихся грузов, и конкурентное давление со стороны автомобильного транспорта на железнодорожный усиливается.
В то же время у железнодорожного транспорта есть особые преимущества, которые создают возможности для ориентации на грузоотправителей, которым требуется перевозка крупнотоннажного груза на дальние расстояния:
- массовость перевозок и высокая провозная способность железных дорог;
- регулярность перевозок независимо от времени года, времени суток и погодных условий;
- универсальность данного вида транспорта с точки зрения использования его для перевозок различных грузов и возможность массовых перевозок грузов;
- возможность создания прямой связи между крупными промышленными предприятиями по железнодорожным подъездным путям;
- относительно низкая себестоимость перевозки тонны груза при перевозках массовых грузов на большие расстояния, что обусловлено высокой удельной грузоподъемностью железнодорожного транспорта.
Поэтому в сегменте перевозок на дальние расстояния железнодорожный транспорт является доминирующим среди всех видов грузового транспорта общего пользования.
В 2021 году пассажирооборот транспорта в России увеличился на 39,6 % по сравнению с 2020 годом и составил
- железнодорожного — 104,2 млрд пасс.-км;
- автомобильного — 88,5 млрд пасс.-км;
- воздушного — 243,3 млрд пасс.-км.
В 2021 году на всех видах транспорта произошел рост пассажирооборота. Пассажирооборот железнодорожного транспорта увеличился на 32,6 % к уровню 2020 года, но за счет опережающего роста других видов транспорта его доля снизилась до 23,9 % (−1,2 п. п.). Доля автомобильного (автобусного) транспорта в общем объеме пассажирских перевозок транспортом общего пользования составила 20,3 % (−5,4 п. п. к уровню 2020 года), воздушного транспорта — 55,7 % (+6,6 п. п. к уровню 2020 года).
В 2021 году пассажирооборот российских авиакомпаний на международных направлениях увеличился на 59 %, на внутрироссийских направлениях — на 58,2 %. При этом доля внутренних перевозок в общем пассажирообороте российских авиакомпаний снизилась на 0,1 п. п. в результате быстрого роста пассажирооборота на международных направлениях.
Грузовые перевозки
В сфере грузовых железнодорожных перевозок ОАО «РЖД» — единственный перевозчик на всей принадлежащей ему инфраструктуре. Начиная с 2011 года вагонный парк холдинга «РЖД», предназначенный для коммерческого использования, находится в собственности дочерних и зависимых обществ ОАО «РЖД», информация о деятельности которых представлена в соответствующих разделах данного отчета.
Пассажирские перевозки
ОАО «РЖД» обеспечивает предоставление железнодорожной инфраструктуры для осуществления пассажирских перевозок и является единственной в России компанией, предоставляющей услуги высокоскоростных железнодорожных пассажирских перевозок. Традиционные пассажирские железнодорожные перевозки в дальнем следовании и пригородном сообщении осуществляются дочерними и зависимыми компаниями ОАО «РЖД», информация о деятельности которых, включая их долю рынка, представлена в соответствующих разделах данного отчета.