Обзор рынка

«РЖД»

Российская экономика в 2021 году

Ситуация в российской экономике в 2021 году существенно улучшилась, рост ВВП составил, по оценке Росстата, 4,7 %, что компенсировало его спад на 2,7 % в 2020 году. При этом основной восстановительный рост пришелся на первое полугодие 2021 года, когда ВВП вырос, по данным Росстата, на 4,8 %.

В целом в 2021 году темпы экономического роста России оказались лучше первоначальных ожиданий экспертных организаций и Минэкономразвития России, которое в апреле 2021 года прогнозировало рост по году на 2,9 %, а в сентябре 2021 года — на 4,2 %.

Во многом это было связано с более активным, чем ожидалось, восстановлением мировой экономики, значительным ростом мировых цен на нефть и другие товары российского экспорта, государственной поддержкой населения, стимулировавшей потребительский спрос. Средняя цена на российскую нефть марки Urals в 2021 году выросла в 1,7 раза к уровню 2020 года и составила 69,0 долл. США за баррель.

Кроме того, в России в 2021 году в меньшей степени, чем во многих других странах, реализовывались жесткие меры по ограничению экономической и социальной активности из-за пандемии коронавируса. Вклад в восстановление российской экономики в 2021 году внесли как производственные отрасли, так и отрасли, ориентированные на потребительский спрос.

Промышленное производство, определяющее объемы грузовой работы железнодорожного транспорта, выросло в 2021 году на 5,3 % после снижения на 2,1 % в 2020 году. При этом в добыче полезных ископаемых объем производства увеличился на 4,8 %, а в обрабатывающих отраслях — на 5,0 %.

В 2021 году происходил рост строительного сектора на фоне расширения спроса на ипотеку и реализации крупных строительных проектов. Объем работ по виду деятельности «Строительство» в 2021 году вырос на 6,0 %, а объем жилищного строительства — на 12,7 %.

В таких условиях наряду с ростом прибыли российских предприятий оживилась их инвестиционная активность. Инвестиции в основной капитал в 2021 году выросли на 7,7 % в годовом исчислении.

Значительную поддержку российской экономике в 2021 году оказывал как внутренний потребительский, так и внешний спрос. Российский экспорт в денежном выражении в 2021 году вырос на 48,2 % в годовом исчислении, что в большой степени произошло за счет роста цен, однако и физические объемы экспорта по многим товарным позициям увеличились.

Изменение макроэкономических показателей России, % к предыдущему году

Оборот розничной торговли вырос на 7,8 % (в 2020 году был спад на 3,2 %), а объем платных услуг населению — на 14,1 % (в 2020 году — снижение на 14,6 %). Значительная потребительская активность была обусловлена реализацией отложенного ранее спроса на фоне ослабления карантинных ограничений по сравнению с 2020 годом, относительно низкими процентными ставками в розничном кредитовании, масштабными выплатами отдельным категориям граждан со стороны государства. Реальные располагаемые денежные доходы населения в целом в 2021 году выросли на 3,1 %, что стало максимальным приростом с 2013 года.

Факторами, ограничивавшими развитие российской экономики в 2021 году, стали обострение эпидемиологической обстановки во втором полугодии, сохранение ограничений по добыче нефти в рамках соглашения ОПЕК+, сложная геополитическая обстановка, повышающая неопределенность, а также ситуация в сельском хозяйстве, где в 2021 году произошел спад выпуска на 0,9 %.

Как и в мировой экономике, в России в 2021 году произошло резкое ускорение инфляции, как потребительской, так и промышленной. Рост потребительских цен в годовом исчислении ускорился с 5,2 % в январе до 8,4 % в декабре. В целом в 2021 году рост потребительских цен (6,7 %) почти вдвое превысил показатель 2020 года (3,4 %). Такая тенденция привела к неоднократному повышению ключевой процентной ставки, что в перспективе будет ограничивать экономический рост, при том что причины инфляции во многом обусловлены внешними факторами.

Цены производителей в России в среднем за 2021 год увеличились на 24,5 % после снижения на 2,9 % в 2020 году, что значительно повысило ценовое давление на расходы ОАО «РЖД».

В условиях беспрецедентного усиления санкционного давления на Россию в I квартале 2022 года, характеризуемого значительными ограничениями для внешней торговли, мерами против финансового сектора и ключевых отраслей российской экономики, в 2022 году ожидается ухудшение динамики ключевых макроэкономических показателей.

В 2021 году, по данным Росстата, грузооборот транспорта в России увеличился на 5,4 % относительно 2020 года и составил 5 695,4 млрд ткм. В том числе грузооборот трубопроводного транспорта вырос на 7,4 %, воздушного — на 29,2 %, внутреннего водного транспорта — на 2,3 %, автомобильного — на 5 %, морского — на 0,4 %. Грузооборот железнодорожного транспорта увеличился на 3,7 %.

Доля железнодорожного транспорта в структуре грузооборота транспортной системы страны составила 46,3 % (на 0,8 п. п. ниже уровня 2020 года). Доля железнодорожного транспорта без учета трубопроводного составила 86,8 % (не изменившись к уровню 2020 года).

Грузооборот по видам транспорта в 2021 году
Вид транспорта
2021
Доля видов транспорта в общем грузообороте, %
млрд ткм
Изменение к 2020 году, %
2020
2021
Весь транспорт
5 695,4
5,4
100,0
100,0
Железнодорожный,
2 639,4
3,7
47,1
46,3
в том числе на инфраструктуре ОАО «РЖД» и АО «АК «ЖДЯ»Груженый грузооборот, по данным ОАО «РЖД».
2 638,6
3,7
47,1
46,3
Автомобильный,
285,3
5,0
5,0
5,0
в том числе авто на коммерческой основе
160,2
6,9
2,8
2,8
МорскойСправочно: в перевозках грузов морским и внутренним водным транспортом учитываются перевозки, выполненные по договору перевозки груза собственными и (или) арендованными (зафрахтованными) судами (в том числе сданными в аренду иностранным компаниям (фрахтователям) на условиях тайм-чартера), плавающими под государственным флагом Российской Федерации, оформленные соответствующими перевозочными документами.
42,7
0,4
0,8
0,7
Внутренний водный
65,7
2,3
1,19
1,15
Воздушный (транспортная авиация)
9,2
29,2
0,13
0,16
Трубопроводный
2 653,0
7,4
45,7
46,6
Справочно
Доля железнодорожного транспорта без учета трубопроводного
86,8
86,8
Доля ОАО «РЖД» без учета трубопроводного
86,8
86,7
Межвидовая конкуренция на рынке грузовых перевозок и конкурентные преимущества железнодорожного транспорта

ОАО «РЖД» работает в условиях конкурентного давления со стороны других видов транспорта. В сегменте грузовых перевозок основными конкурентами являются трубопроводный, автомобильный, а также водный транспорт (морской транспорт в основном в сегменте транзитных контейнерных перевозок). ОАО «РЖД» испытывает максимальное конкурентное давление со стороны трубопроводного транспорта в сегментах перевозок сырой нефти и светлых нефтепродуктов, это создает существенные риски сокращения потенциальной грузовой базы железнодорожных перевозок в указанных сегментах.

Помимо трубопроводного транспорта, конкурентное давление на железнодорожные перевозки нефтяных грузов оказывает и внутренний водный транспорт. При этом конкуренция между внутренним водным и железнодорожным видами транспорта носит сезонный характер, присутствуя только в летний период при перевозке массовых грузов в районах, прилегающих к бассейну реки Волги, а также по системе каналов, рек и озер Волго-Балтийского водного пути. По данным Федеральной службы государственной статистики, грузооборот железнодорожного транспорта в России более чем в 40 раз превышает аналогичный показатель внутреннего водного транспорта.

Основным конкурентным преимуществом речного транспорта перед железнодорожным является существенно более низкий уровень себестоимости перевозок, обусловленный отсутствием затрат на содержание инфраструктуры, а также небольшой долей энергозатрат на перемещение тонны груза.

Автомобильный транспорт перевозит грузы на небольшие по сравнению с другими видами транспорта расстояния, а его удельный вес в грузообороте транспорта составляет порядка 5 %, однако объемы перевозок грузов в 4,3 раза выше, чем на железнодорожном транспорте. Вместе с этим автомобильный транспорт все более активно принимает участие в доставке на дальние расстояния мелких партий высокодоходных и скоропортящихся грузов, и конкурентное давление со стороны автомобильного транспорта на железнодорожный усиливается.

В то же время у железнодорожного транспорта есть особые преимущества, которые создают возможности для ориентации на грузоотправителей, которым требуется перевозка крупнотоннажного груза на дальние расстояния:

  • массовость перевозок и высокая провозная способность железных дорог;
  • регулярность перевозок независимо от времени года, времени суток и погодных условий;
  • универсальность данного вида транспорта с точки зрения использования его для перевозок различных грузов и возможность массовых перевозок грузов;
  • возможность создания прямой связи между крупными промышленными предприятиями по железнодорожным подъездным путям;
  • относительно низкая себестоимость перевозки тонны груза при перевозках массовых грузов на большие расстояния, что обусловлено высокой удельной грузоподъемностью железнодорожного транспорта.

Поэтому в сегменте перевозок на дальние расстояния железнодорожный транспорт является доминирующим среди всех видов грузового транспорта общего пользования.

В 2021 году пассажирооборот транспорта в России увеличился на 39,6 % по сравнению с 2020 годом и составил 436,5 млрд пасс.-кмБез учета городского транспорта., в том числе:

  • железнодорожного — 104,2 млрд пасс.-км;
  • автомобильного — 88,5 млрд пасс.-км;
  • воздушного — 243,3 млрд пасс.-км.

В 2021 году на всех видах транспорта произошел рост пассажирооборота. Пассажирооборот железнодорожного транспорта увеличился на 32,6 % к уровню 2020 года, но за счет опережающего роста других видов транспорта его доля снизилась до 23,9 % (−1,2 п. п.). Доля автомобильного (автобусного) транспорта в общем объеме пассажирских перевозок транспортом общего пользования составила 20,3 % (−5,4 п. п. к уровню 2020 года), воздушного транспорта — 55,7 % (+6,6 п. п. к уровню 2020 года).

В 2021 году пассажирооборот российских авиакомпаний на международных направлениях увеличился на 59 %, на внутрироссийских направлениях — на 58,2 %. При этом доля внутренних перевозок в общем пассажирообороте российских авиакомпаний снизилась на 0,1 п. п. в результате быстрого роста пассажирооборота на международных направлениях.

Пассажирооборот по видам транспорта в 2021 году
Вид транспорта
2021
Доля видов транспорта в общем пассажирообороте, %
млрд пасс.-км
Изменение к 2020 году, %
2020
2021
Весь транспорт общего пользованияБез учета городского транспорта.
436,5
39,6
100,0
100,0
Железнодорожный,
104,2
32,6
25,1
23,9
в том числе на инфраструктуре ОАО «РЖД»
103,4
32,4
25,0
23,7
Автомобильный (автобусы)
88,5
10,1
25,7
20,3
Внутренний водный
0,446
92,3
0,07
0,1
Морской
0,035
8,2
0,01
0,01
Воздушный
243,3
58,5
49,1
55,7
Грузовые перевозки

В сфере грузовых железнодорожных перевозок ОАО «РЖД» — единственный перевозчик на всей принадлежащей ему инфраструктуре. Начиная с 2011 года вагонный парк холдинга «РЖД», предназначенный для коммерческого использования, находится в собственности дочерних и зависимых обществ ОАО «РЖД», информация о деятельности которых представлена в соответствующих разделах данного отчета.

Пассажирские перевозки

ОАО «РЖД» обеспечивает предоставление железнодорожной инфраструктуры для осуществления пассажирских перевозок и является единственной в России компанией, предоставляющей услуги высокоскоростных железнодорожных пассажирских перевозок. Традиционные пассажирские железнодорожные перевозки в дальнем следовании и пригородном сообщении осуществляются дочерними и зависимыми компаниями ОАО «РЖД», информация о деятельности которых, включая их долю рынка, представлена в соответствующих разделах данного отчета.