Долгосрочная программа развития ОАО «РЖД» до 2025 года

Долгосрочная программа развития ОАО «РЖД» до 2025 года (далее — ДПР) утверждена Правительством Российской ФедерацииРаспоряжение от 19 марта 2019 года № 466‑р. и советом директоров ОАО «РЖД»Протокол от 8 апреля 2019 года № 14..

ДПР разработана для решения задач, поставленных в послании Президента Российской Федерации Федеральному Собранию 1 марта 2018 года и Указом Президента Российской Федерации от 7 мая 2018 года № 204 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года». Предпосылки, заложенные в ДПР, соответствуют Указу Президента Российской Федерации от 7 мая 2018 года № 204 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года».

ДПР также нацелена на достижение целей, поставленных в Комплексном плане модернизации и расширения магистральной инфраструктуры на период до 2024 годаУтвержден распоряжением Правительства Российской Федерации от 30 сентября 2018 года № 2101-р., Плане мероприятий по ускорению темпов роста инвестиций в основной капитал и повышению до 25 % их доли в ВВП, Стратегии инновационного развития Российской Федерации и Стратегии развития холдинга «РЖД» на период до 2030 года.

В рамках выполнения поручений Президента Российской Федерации в ДПР предусмотрено:

  • увеличение провозной способности Байкало-Амурской и Транссибирской железнодорожных магистралей до 180 млн т к концу 2024 года;
  • увеличение провозной способности подходов к портам Азово-Черноморского бассейна;
  • увеличение пропускной способности для обеспечения роста объемов транзитных перевозок контейнеров в четыре раза;
  • сокращение времени перевозки контейнеров железнодорожным транспортом (в частности, с Дальнего Востока до западной границы Российской Федерации — до семи дней).

Формирование и реализация крупных проектов развития инфраструктуры будут осуществляться в соответствии с Транспортной стратегией Российской Федерации до 2030 года, что позволит сформировать Единую опорную транспортную сеть, соединяющую важнейшие объекты транспортной инфраструктуры для всех видов транспорта и организовать перевозки пассажиров и грузов по этой опорной сети. Компании предстоит масштабная работа, направленная на обновление, расширение и опережающее развитие железнодорожной инфраструктуры, повышение качества грузовых железнодорожных перевозок и их эффективности для грузовладельцев, качественное улучшение, совершенствование и расширение спектра услуг пассажирского комплекса, повышение транспортной безопасности.

Российская промышленность получит инфраструктурные возможности для роста выпуска продукции и удовлетворение спроса на перевозки со стороны грузоотправителей и пассажиров для обеспечения роста экономики Российской Федерации.

Система ключевых показателей эффективности ДПР включает основные показатели, внесенные в ДПР с учетом директив Правительства Российской Федерации, которые также включены в систему мотивации топ-менеджмента Компании.

Целевые значения КПЭ ДПР до 2025 года приведены в приложении № 21 к ДПР (базовый сценарий) и в приложении № 22 к ДПР (оптимистический сценарий). При этом КПЭ ДПР декомпозированы по уровням управления и увязаны с системой мотивации менеджмента Компании.

В случае изменения ключевых предпосылок и допущений, принятых при формировании ДПР (в том числе в части регуляторной модели отрасли), предусмотрена возможность пересмотра плановых значений КПЭ ДПР.

Исполнение ДПР в 2021 году

В 2021 году по объективным макро-экономическим причинам не удалось обеспечить достижение целевого уровня по всем показателям ДПР. При этом целевые значения перевыполнены по доле закупок у малого и среднего бизнеса (+43 п. п. к плану), объему транзитных перевозок контейнеров (превышение плана на 22,1 %) и средней скорости доставки грузовых отправок в груженых вагонах (+8,6 %), что обусловлено в том числе активной работой ОАО «РЖД» по развитию контейнерных перевозок. Интегральный ключевой показатель эффективности инновационной деятельности превысил плановый показатель на 14,7 %, а рост производительности труда по перевозочным видам деятельности — на 2,9 п. п.

Кроме того, показатель протяженности линий железнодорожного транспорта общего пользования, имеющих ограничения пропускной способности, выполнен согласно плану.

Уровень достижения значений отдельных ключевых показателей ДПР в 2021 году
Показатель, единица измерения
Значения 2021 года согласно ДПРСогласно базовому сценарию Долгосрочной программы развития ОАО «РЖД» до 2025 года.
Результаты 2021 года
Уровень достижения, %
Погрузка грузов, млн т
1 369,0
1 282,8
–6,3
Грузооборот всего, млрд ткм
3 546,5
3 320,3
–6,4
Груженый грузооборот, млрд ткм
2 802,2
2 638,6
–5,8
Пассажирооборот, млрд пасс.-км
136,0
103,4
–24,0
Количество перевезенных пассажиров по инфраструктуре ОАО «РЖД», млн пасс.
1 218,0
1 053,6
–13,5
Инвестиционная программа, млрд руб.
744,95
703,0
–5,6
Протяженность линий железнодорожного транспорта общего пользования, имеющих ограничения пропускной способности, тыс. км
8,7
5,3
–39
Протяженность участков железнодорожного пути со сверхнормативным пропущенным тоннажем или сроком эксплуатации, тыс. км
24,0
22,1
–7,9
Объем транзитных перевозок контейнеров, тыс. ДФЭ
914,0
1 116,1
+22,1
Среднесуточная производительность локомотива рабочего парка в грузовом движении, тыс. ткм брутто
2 212
2 189
–1,0
Средняя скорость доставки грузовых отправок в груженых вагонах, км/сут
407
442
+8,6
Выполнение расписания движения грузовых поездов, %
74,68
71,94
–2,74 п. п.
Выполнение расписания движения пассажирских поездов, %
98,37
98,13
–0,24 п. п.
Интегральный ключевой показатель эффективности инновационной деятельности
1,0
1,147
+14,7
Объем закупок у предприятий малого и среднего бизнеса, %
18,0
61,0
+43 п. п.
Выручка ОАО «РЖД» по РСБУ, млрд руб.
2 092,1
1 963,6
–6,1
EBITDA ОАО «РЖД» по РСБУ, млрд руб.
499,4
428,2
–14,3
Чистая прибыль ОАО «РЖД» по РСБУ, млрд руб.
31,7
18,8
–40,7
Рентабельность по EBITDA по РСБУ, %
23,9
21,8
–2,1 п. п.
Рост производительности труда ОАО «РЖД» (среднегодовой темп роста за 2019–2025 годы), %
105,0
107,9
+2,9 п. п.