Транспортно-логистические услуги

Транзитные перевозки

Работая на высококонкурентном и волатильном рынке, ОАО «РЖД» стремится оказывать комплексные услуги во всех видах сообщения и расширять продуктовое меню для клиентов. Главная роль отводится внедрению и широкомасштабному применению современных логистических технологий 3PL/4PL, охватывающих максимальную потребительскую аудиторию.

Контейнерные и контрейлерные перевозки

В связи с глобальной тенденцией на контейнеризацию логистического рынка объемы контейнерных перевозок неуклонно растут. По итогам 2021 года перевезено 6 502,5 тыс. ДФЭ, что на 12,1 % больше, чем за аналогичный период прошлого года. Доля маршрутизации груженых контейнерных перевозок на сети достигла 78,2 % (+4 % к 2020 году).

Показатели перевозок контейнеров по сети ОАО «РЖД» в 2021 году
Направление перевозок
Объемы перевозок, тыс. ДФЭ
Изменение к 2020 году, %
Внутренние перевозки
2 468
6,4
Экспорт
1 566
7,8
Импорт
1 392
13,6
ТранзитБез учета возврата порожних контейнеров из Европы в Китай по новым логистическим схемам.
1 076
34,4
Всего, в том числе:
6 503
12,1
груженые контейнеры
4 642
16,6

В 2021 году по сети ОАО «РЖД» впервые проследовало более 35,8 тыс. контейнерных поездов (с учетом транзитных). Из сформированных и отправленных со станций ОАО «РЖД» 28,8 тыс. контейнерных поездов (+14 % к 2020 году) 91 % были отправлены в рамках договоров на оказание услуги перевозки с согласованным временем отправления и прибытия. По сравнению с 2020 годом доля контейнерных поездов, отправляемых в рамках указанной услуги, увеличилась на 3 %.

Впервые на Дальневосточной железной дороге была организована перевозка в формате «Река — авто — железнодорожный транспорт» через Хабаровский речной порт. В период навигации по реке Амур Хабаровский речной порт принял девять речных судов с 588 сорокафутовыми контейнерами, которые были перевезены на грузовой двор станции Хабаровск-2 и отправлены в составе контейнерных поездов на железнодорожную станцию Электроугли Московской железной дороги.

Кроме того, Дальневосточная железная дорога как полигон опережающего развития и внедрения инноваций была выбрана ОАО «РЖД» для апробации тестовой перевозки крупнотоннажных контейнеров в полувагонах по новой технологии с применением прогрессивных средств крепления «пневмооболочки». В ноябре 2021 года отправлен первый контейнерный поезд в составе 62 полувагонов, загруженных 68 универсальными крупнотоннажными контейнерами.

Активно развивающийся новый сервис — контрейлерные перевозки — позволяет осуществить доставку автомобильного полуприцепа как с тягачом, так и без, в любых погодных условиях, минуя автодорожные ограничения, дополнительные расходы, связанные с перевозкой по автомобильным дорогам России и эксплуатацией автотранспорта, обеспечивая фиксированный срок доставки и стоимость перевозки.

За 2021 год объем контрейлерных перевозок составил 718 вагонов. Из них на регулярной основе организованы отправки по закольцованным маршрутам Силикатная — Уссурийск, Сосногорск — Воркута, Силикатная — Новосибирск.

В 2021 году состоялась первая мультимодальная контрейлерная перевозка в рамках исполнения мероприятий Комплексного планаПоручение Правительства Российской Федерации от 15 марта 2021 года № МХ‑П50‑3267. обеспечения транспортной доступности Калининградской области, в которой приняли участие три государства и три вида транспорта. Контрейлер проследовал из немецкого порта Росток паромом в латвийский порт Лиепая, был перегружен на Латвийскую железную дорогу, далее проследовал до железнодорожной станции Белый Раст Московской железной дороги через железнодорожный пункт пропуска Себеж Октябрьской железной дороги. Время в пути с момента погрузки прицепа на контрейлерную платформу в Латвии до прибытия в Москву составило менее четырех суток. Одной из главных задач международных перевозок являлось тестирование Временного порядка совершения таможенных операций и проведения таможенного контроля в отношении товаров и транспортных средств при осуществлении международных контрейлерных перевозок, разработанного ФТС России, согласованного Минтрансом России и поддержанного ОАО «РЖД».

В настоящее время инфраструктура ОАО «РЖД» включает в себя 156 контейнерных терминалов, 6 из которых открыты в 2021 году. Общая переработка контейнеров на терминалах увеличилась на 19 %. В 2021 году с указанных контейнерных терминалов отправлено контейнерных поездов на 45 % больше, чем в 2020 году, расширена география их следования.

Транзитные перевозки

По итогам 2021 года общий объем транзитных перевозок с учетом порожних вагонов составил 39,2 млн т, что на 40,6 % выше уровня 2020 года. Общие доходы от транзитных перевозок по итогам 2021 года составили 73,6 млрд руб. с ростом к уровню 2020 года на 35,8 %. Объем транзитных перевозок грузов вырос на 43,4 % к уровню 2020 года, до 33,1 млн т.

Основным направлением контейнерного транзита по сети ОАО «РЖД» традиционно является международный транспортный коридор «Восток — Запад», объем перевозок по которому в 2021 году вырос на 43,0 % к уровню 2020 года, до 815,3 тыс. ДФЭ (в том числе 788,2 тыс. ДФЭ по маршруту Китай — Европа — Китай). В сообщении со странами Центральной Азии объем транзитных перевозок контейнеров составил 154,9 тыс. ДФЭ, что на 13,6 % больше, чем за 2020 год. Перевозки по направлению Китай — Беларусь — Китай увеличились на 9,0 %, до 85,8 тыс. ДФЭ.

Результаты деятельности крупнейших дочерних и ассоциированных обществ ОАО «РЖД», оказывающих транспортно-логистические услуги
АО «ФГК»

Акционерное общество «Федеральная грузовая компания» (АО «ФГК») — общесетевой оператор грузового подвижного состава. Компания является дочерним обществом ОАО «РЖД» и крупнейшим железнодорожным оператором грузового подвижного состава в России, специализирующимся на предоставлении вагонов под перевозки грузов, а также на оказании транспортно-экспедиционных услуг и услуг комплексного транспортного обслуживания. У компании 14 филиалов и агентств, а также представительства в Москве и Республике Казахстан.

В 2021 году АО «ФГК» сохранило лидирующие позиции на рынке оперирования грузовым железнодорожным подвижным составом: доля рынка по объему погрузки составила 8,9 %, доля в грузообороте на сети РЖД — 9,3 %, доля в российском парке вагонов в эксплуатации — 10,9 %. По состоянию на конец 2021 года общий вагонный парк АО «ФГК» составил 130 тыс. ед. подвижного состава. Доля перевозок специальных и социально значимых грузов в 2021 году в общем объеме перевозимых компанией грузов составила около 50 %.

По итогам 2021 года выручка АО «ФГК» по РСБУ составила 70,6 млрд руб. (+1,0 % к 2020 году), прибыль от продаж по РСБУ — 6,4 млрд руб. (+21,8 %), а чистая прибыль по РСБУ — 6,4 млрд руб. (+81,1 %).

GEFCO

GEFCO (Франция) — глобальный поставщик логистических решений и услуг 4PL. Компания представлена более чем в 40 странах, входит в топ‑10 крупнейших логистических операторов в Европе и располагает 350 операционными площадками по всему миру. В отчетном периоде 75 % акций GEFCO принадлежало ОАО «РЖД»В апреле 2022 года пакет акций GEFCO, принадлежащий ОАО «РЖД», был продан..

По итогам 2021 года выручка группы GEFCO по МСФО составила 4,219 млрд евро (367,8 млрд руб.), что выше показателя 2020 года на 11 %. Чистая прибыль группы по итогам 2021 года по МСФО — 72,3 млн евро (6,3 млрд руб.), что на 15 % ниже показателя предыдущего года. В 2021 году на деятельность группы GEFCO повлияла нехватка полупроводников и приостановка заводов по производству автомобилей и комплектующих, в том числе принадлежащих основному клиенту GEFCO, Stellantis.

АО «ОТЛК ЕРА»

Акционерное общество «Объединенная транспортно-логистическая компания — Евразийский железнодорожный альянс» (АО «ОТЛК ЕРА») развивает транзитные контейнерные сервисы в сообщении Китай — Европа — Китай через территории России, Казахстана и Белоруссии. Учредителями являются ОАО «РЖД», ГО «Белорусская железная дорога» и АО «НК «Қазақстан темiр жолы» (по 33,33 % акций).

Общий объем перевозок АО «ОТЛК ЕРА» по итогам 2021 года увеличился на 27 % по сравнению с годом ранее и составил 692,5 тыс. ДФЭ. Доля АО «ОТЛК ЕРА» в транзитных сервисах «Китай — Европа — Китай» составила 82 %. По итогам 2021 года выручка АО «ОТЛК ЕРА» по РСБУ составила 64,9 млрд руб. (что выше показателя 2020 года на 31,5 %), чистая прибыль по РСБУ — 4,7 млрд руб. (что выше показателя 2020 года на 8 %).

АО «РЖД Логистика»

АО «РЖД Логистика» — крупнейший на территории СНГ и стран Балтии мультимодальный оператор, созданный для развития логистического бизнеса холдинга «РЖД», а также один из лидеров российского рынка логистического аутсорсинга для промышленных предприятий, предоставляющий комплексные услуги по управлению цепями поставок. В рамках логистики контейнерных перевозок и международных транспортных коридоров компания организует перевозки в сообщении с более чем 50 постоянными пунктами доставки в России, Европе и Китае и обслуживает международную торговлю на всем евразийском пространстве (страны СНГ, Балтии, Китай, Япония, Республика Корея, Вьетнам, Индия, Турция, Иран, страны Европы). В зону охвата сервиса входят более 160 городов в Российской Федерации и странах СНГ, 46 городов в Китае, семь — в Европе. География сети общества постоянно расширяется и на 31 декабря 2021 года включает более 16 тыс. маршрутов.

В 2021 году выручка от оказания транспортно-логистических услуг составила 35,1 млрд руб. по РСБУ, что на 5 % выше уровня 2020 года. Драйверами роста в 2021 году стали направления бизнеса «Логистический аутсорсинг» и «Логистика контейнерных перевозок». Чистая прибыль составила 111 млн руб., что ниже 2020 года на 48 % из-за значительных положительных курсовых разниц в 2020 году. Вместе с тем ключевой показатель операционной эффективности EBITDA вырос более чем в три раза в сравнении с фактом 2020 года и составил 291 млн руб.

АО «РЖД Бизнес Актив»

АО «РЖД Бизнес Актив» — подконтрольное общество ОАО «РЖД», созданное 3 ноября 2020 года. Основными задачами АО «РЖД Бизнес Актив» являются дальнейшая контейнеризация российского рынка железнодорожных перевозок, удовлетворение растущего спроса на подобные перевозки вследствие развития современных и новых секторов экономики, а также привлечение дополнительных объемов грузов на сеть ОАО «РЖД» — главным образом с морского транспорта в сообщении между Европой, Россией и Восточной Азией

АО «РЖД Бизнес Актив» ориентировано на создание доступных и качественных транспортнологистических услуг для российских и зарубежных предприятий, как за счет использования и развития собственной терминальной сети в России, активного внедрения мультимодальных схем перевозок в связке с трансконтинентальным оператором FELB, так и за счет использования активов ОАО «РЖД», которые в настоящее время имеют дополнительный потенциал развития.

На конец октября 2021 года под управлением АО «РЖД Бизнес Актив» находится 11 контейнерных терминалов в европейской части России, Сибири и на Дальнем Востоке, в том числе площадка на пограничном переходе Забайкальск.

Кроме того, АО «РЖД Бизнес Актив» оказывает мультимодальные услуги перевозок через все порты Российской Федерации, а также Финляндии, сотрудничает с крупнейшими морскими линиями и предоставляет полный комплекс услуг в странах Европейского союза и Китае

По итогам 2021 года общий объем перевозок АО «РЖД Бизнес Актив» составил 185 тыс. ДФЭ. Выручка компании по РСБУ составила 8,0 млрд руб., чистая прибыль по РСБУ — 25,4 млн руб., EBITDA по РСБУ — 1,1 млрд руб.