Транспортно-логистические услуги
Работая на высококонкурентном и волатильном рынке, ОАО «РЖД» стремится оказывать комплексные услуги во всех видах сообщения и расширять продуктовое меню для клиентов. Главная роль отводится внедрению и широкомасштабному применению современных логистических технологий 3PL/4PL, охватывающих максимальную потребительскую аудиторию.
В связи с глобальной тенденцией на контейнеризацию логистического рынка объемы контейнерных перевозок неуклонно растут. По итогам 2021 года перевезено 6 502,5 тыс. ДФЭ, что на 12,1 % больше, чем за аналогичный период прошлого года. Доля маршрутизации груженых контейнерных перевозок на сети достигла 78,2 % (+4 % к 2020 году).
В 2021 году по сети ОАО «РЖД» впервые проследовало более 35,8 тыс. контейнерных поездов (с учетом транзитных). Из сформированных и отправленных со станций ОАО «РЖД» 28,8 тыс. контейнерных поездов (+14 % к 2020 году) 91 % были отправлены в рамках договоров на оказание услуги перевозки с согласованным временем отправления и прибытия. По сравнению с 2020 годом доля контейнерных поездов, отправляемых в рамках указанной услуги, увеличилась на 3 %.
Впервые на Дальневосточной железной дороге была организована перевозка в формате «Река — авто — железнодорожный транспорт» через Хабаровский речной порт. В период навигации по реке Амур Хабаровский речной порт принял девять речных судов с 588 сорокафутовыми контейнерами, которые были перевезены на грузовой двор станции Хабаровск-2 и отправлены в составе контейнерных поездов на железнодорожную станцию Электроугли Московской железной дороги.
Кроме того, Дальневосточная железная дорога как полигон опережающего развития и внедрения инноваций была выбрана ОАО «РЖД» для апробации тестовой перевозки крупнотоннажных контейнеров в полувагонах по новой технологии с применением прогрессивных средств крепления «пневмооболочки». В ноябре 2021 года отправлен первый контейнерный поезд в составе 62 полувагонов, загруженных 68 универсальными крупнотоннажными контейнерами.
Активно развивающийся новый сервис — контрейлерные перевозки — позволяет осуществить доставку автомобильного полуприцепа как с тягачом, так и без, в любых погодных условиях, минуя автодорожные ограничения, дополнительные расходы, связанные с перевозкой по автомобильным дорогам России и эксплуатацией автотранспорта, обеспечивая фиксированный срок доставки и стоимость перевозки.
За 2021 год объем контрейлерных перевозок составил 718 вагонов. Из них на регулярной основе организованы отправки по закольцованным маршрутам Силикатная — Уссурийск, Сосногорск — Воркута, Силикатная — Новосибирск.
В 2021 году состоялась первая мультимодальная контрейлерная перевозка в рамках исполнения мероприятий Комплексного
В настоящее время инфраструктура ОАО «РЖД» включает в себя 156 контейнерных терминалов, 6 из которых открыты в 2021 году. Общая переработка контейнеров на терминалах увеличилась на 19 %. В 2021 году с указанных контейнерных терминалов отправлено контейнерных поездов на 45 % больше, чем в 2020 году, расширена география их следования.
По итогам 2021 года общий объем транзитных перевозок с учетом порожних вагонов составил 39,2 млн т, что на 40,6 % выше уровня 2020 года. Общие доходы от транзитных перевозок по итогам 2021 года составили 73,6 млрд руб. с ростом к уровню 2020 года на 35,8 %. Объем транзитных перевозок грузов вырос на 43,4 % к уровню 2020 года, до 33,1 млн т.
Основным направлением контейнерного транзита по сети ОАО «РЖД» традиционно является международный транспортный коридор «Восток — Запад», объем перевозок по которому в 2021 году вырос на 43,0 % к уровню 2020 года, до 815,3 тыс. ДФЭ (в том числе 788,2 тыс. ДФЭ по маршруту Китай — Европа — Китай). В сообщении со странами Центральной Азии объем транзитных перевозок контейнеров составил 154,9 тыс. ДФЭ, что на 13,6 % больше, чем за 2020 год. Перевозки по направлению Китай — Беларусь — Китай увеличились на 9,0 %, до 85,8 тыс. ДФЭ.
Акционерное общество «Федеральная грузовая компания» (АО «ФГК») — общесетевой оператор грузового подвижного состава. Компания является дочерним обществом ОАО «РЖД» и крупнейшим железнодорожным оператором грузового подвижного состава в России, специализирующимся на предоставлении вагонов под перевозки грузов, а также на оказании транспортно-
В 2021 году АО «ФГК» сохранило лидирующие позиции на рынке оперирования грузовым железнодорожным подвижным составом: доля рынка по объему погрузки составила 8,9 %, доля в грузообороте на сети РЖД — 9,3 %, доля в российском парке вагонов в эксплуатации — 10,9 %. По состоянию на конец 2021 года общий вагонный парк АО «ФГК» составил 130 тыс. ед. подвижного состава. Доля перевозок специальных и социально значимых грузов в 2021 году в общем объеме перевозимых компанией грузов составила около 50 %.
По итогам 2021 года выручка АО «ФГК» по РСБУ составила 70,6 млрд руб. (+1,0 % к 2020 году), прибыль от продаж по РСБУ — 6,4 млрд руб. (+21,8 %), а чистая прибыль по РСБУ — 6,4 млрд руб. (+81,1 %).
GEFCO (Франция) — глобальный поставщик логистических решений и услуг 4PL. Компания представлена более чем в 40 странах, входит в топ‑10 крупнейших логистических операторов в Европе и располагает 350 операционными площадками по всему миру. В отчетном периоде 75 % акций GEFCO принадлежало
По итогам 2021 года выручка группы GEFCO по МСФО составила 4,219 млрд евро (367,8 млрд руб.), что выше показателя 2020 года на 11 %. Чистая прибыль группы по итогам 2021 года по МСФО — 72,3 млн евро (6,3 млрд руб.), что на 15 % ниже показателя предыдущего года. В 2021 году на деятельность группы GEFCO повлияла нехватка полупроводников и приостановка заводов по производству автомобилей и комплектующих, в том числе принадлежащих основному клиенту GEFCO, Stellantis.
Акционерное общество «Объединенная транспортно-логистическая компания — Евразийский железнодорожный альянс» (АО «ОТЛК ЕРА») развивает транзитные контейнерные сервисы в сообщении Китай — Европа — Китай через территории России, Казахстана и Белоруссии. Учредителями являются ОАО «РЖД», ГО «Белорусская железная дорога» и АО «НК «Қазақстан темiр жолы» (по 33,33 % акций).
Общий объем перевозок АО «ОТЛК ЕРА» по итогам 2021 года увеличился на 27 % по сравнению с годом ранее и составил 692,5 тыс. ДФЭ. Доля АО «ОТЛК ЕРА» в транзитных сервисах «Китай — Европа — Китай» составила 82 %. По итогам 2021 года выручка АО «ОТЛК ЕРА» по РСБУ составила 64,9 млрд руб. (что выше показателя 2020 года на 31,5 %), чистая прибыль по РСБУ — 4,7 млрд руб. (что выше показателя 2020 года на 8 %).
АО «РЖД Логистика» — крупнейший на территории СНГ и стран Балтии мультимодальный оператор, созданный для развития логистического бизнеса холдинга «РЖД», а также один из лидеров российского рынка логистического аутсорсинга для промышленных предприятий, предоставляющий комплексные услуги по управлению цепями поставок. В рамках логистики контейнерных перевозок и международных транспортных коридоров компания организует перевозки в сообщении с более чем 50 постоянными пунктами доставки в России, Европе и Китае и обслуживает международную торговлю на всем евразийском пространстве (страны СНГ, Балтии, Китай, Япония, Республика Корея, Вьетнам, Индия, Турция, Иран, страны Европы). В зону охвата сервиса входят более 160 городов в Российской Федерации и странах СНГ, 46 городов в Китае, семь — в Европе. География сети общества постоянно расширяется и на 31 декабря 2021 года включает более 16 тыс. маршрутов.
В 2021 году выручка от оказания транспортно-логистических услуг составила 35,1 млрд руб. по РСБУ, что на 5 % выше уровня 2020 года. Драйверами роста в 2021 году стали направления бизнеса «Логистический аутсорсинг» и «Логистика контейнерных перевозок». Чистая прибыль составила 111 млн руб., что ниже 2020 года на 48 % из-за значительных положительных курсовых разниц в 2020 году. Вместе с тем ключевой показатель операционной эффективности EBITDA вырос более чем в три раза в сравнении с фактом 2020 года и составил 291 млн руб.
АО «РЖД Бизнес Актив» — подконтрольное общество ОАО «РЖД», созданное 3 ноября 2020 года. Основными задачами АО «РЖД Бизнес Актив» являются дальнейшая контейнеризация российского рынка железнодорожных перевозок, удовлетворение растущего спроса на подобные перевозки вследствие развития современных и новых секторов экономики, а также привлечение дополнительных объемов грузов на сеть ОАО «РЖД» — главным образом с морского транспорта в сообщении между Европой, Россией и Восточной Азией
АО «РЖД Бизнес Актив» ориентировано на создание доступных и качественных транспортнологистических услуг для российских и зарубежных предприятий, как за счет использования и развития собственной терминальной сети в России, активного внедрения мультимодальных схем перевозок в связке с трансконтинентальным оператором FELB, так и за счет использования активов ОАО «РЖД», которые в настоящее время имеют дополнительный потенциал развития.
На конец октября 2021 года под управлением АО «РЖД Бизнес Актив» находится 11 контейнерных терминалов в европейской части России, Сибири и на Дальнем Востоке, в том числе площадка на пограничном переходе Забайкальск.
Кроме того, АО «РЖД Бизнес Актив» оказывает мультимодальные услуги перевозок через все порты Российской Федерации, а также Финляндии, сотрудничает с крупнейшими морскими линиями и предоставляет полный комплекс услуг в странах Европейского союза и Китае
По итогам 2021 года общий объем перевозок АО «РЖД Бизнес Актив» составил 185 тыс. ДФЭ. Выручка компании по РСБУ составила 8,0 млрд руб., чистая прибыль по РСБУ — 25,4 млн руб., EBITDA по РСБУ — 1,1 млрд руб.