Железнодорожные перевозки и инфраструктура

Железнодорожные перевозки и инфраструктура
Сергей Кобзев

Итоги 2021 года подчеркивают надежность и устойчивость работы российских железных дорог, а также профессионализм и ответственность трудовых коллективов.

Полученные результаты по производственной деятельности подтвердили стабильность реализации выбранного курса постоянного развития и повышения технологической дисциплины.

Благодаря сбалансированному подходу к организации движения поездов при максимальном выполнении строительных работ на инфраструктуре в 2021 году нам удалось обеспечить вывоз возросшей более чем на 3 % погрузки. При этом 2021 год показал ряд областей, где есть потенциал для развития и оптимизации наших процессов.

Сергей Кобзев Первый заместитель генерального директора ОАО «РЖД»

Направление «Железнодорожные перевозки и инфраструктура» объединяет основные производственные бизнес-единицы, занимающиеся организацией железнодорожных перевозок, содержанием и развитием инфраструктуры и локомотивного комплекса. От их эффективности и уровня технологического взаимодействия напрямую зависит производственно-финансовый результат Компании.

Ключевые направления развития согласно ДПР

Ключевые инициативы развития железнодорожных перевозок и инфраструктуры предусматривают:

  • развитие на сети железных дорог открытого акционерного общества «Российские железные дороги» полигонных принципов управления перевозочным процессом;
  • разделение и специализацию инфраструктуры для движения преимущественно пассажирских и грузовых поездов;
  • повышение эффективности деятельности на малоинтенсивных железнодорожных линиях;
  • повышение эффективности перевозочного процесса за счет повышения качественных показателей использования подвижного состава;
  • развитие сортировочных станций;
  • совершенствование управления парком грузовых вагонов на сети железных дорог;
  • повышение эффективности использования парка магистральных и маневровых локомотивов и локомотивных бригад;
  • обновление железнодорожного пути с применением новых технологий, равноресурсных элементов и конструкций, обеспечивающих снижение стоимости жизненного цикла содержания инфраструктуры;
  • установление гарантийных участков безопасного проследования грузовых поездов увеличенной протяженности;
  • снятие барьерных ограничений в энергетическом комплексе;
  • подготовку объектов инфраструктуры для обеспечения пропуска тяжеловесных поездов;
  • совершенствование системы планирования и предоставления «окон» для проведения ремонта и содержания объектов инфраструктуры;
  • совершенствование систем построения плана формирования поездов, а также планирования и управления пропуском поездов;
  • использование природного газа в качестве моторного топлива, поэтапное развитие эксплуатации газомоторных локомотивов (газотурбовозов, маневровых газотепловозов), синхронизированное с проведением работ по совершенствованию конструкции и повышению экономичности освоения производства на локомотивостроительных заводах при создании современных пунктов экипировки и механизма заправки сжиженным природным газом.

Задачи ОАО «РЖД» по развитию железнодорожной инфраструктуры:

  • увеличение пропускной способности Байкало-Амурской и Транссибирской магистралей до 180 млн т в 2024 году; увеличение пропускной способности железнодорожных подходов к морским портам Азово-Черноморского бассейна;
  • сокращение времени перевозки контейнеров железнодорожным транспортом с Дальнего Востока до западной границы Российской Федерации до семи дней и увеличение объема транзитных перевозок контейнеров железнодорожным транспортом в четыре раза к 2024 году;
  • развитие скоростного и высокоскоростного железнодорожного сообщения между крупными городами и внутри агломераций;
  • развитие транспортных коммуникаций между административными центрами субъектов Российской Федерации и другими городами — центрами экономического роста;
  • формирование узловых грузовых мультимодальных транспортно-логистических центров.
Главные достижения в 2021 году
  • Погружено 1 282,8 млн т грузов (+3,2 % к уровню 2020 года).
  • Грузооборот всего составил 3 320,3 млрд ткм (+3,1 % к уровню 2020 года, рекордное значение).
  • Скорость доставки в груженых вагонах выросла на 0,6 %, до 442 км/сут.
  • Рост погрузки на экспорт по всем направлениям составил 3,4 %, установив исторический рекорд.
  • Погружено на экспорт 215 млн т угля (+7,7 % к 2020 году, исторический максимум).
  • 3,6 тыс. поездов проведено по технологии виртуальная сцепка (рост практически в шесть раз к 2020 году).
  • Отправлено 33,6 тыс. поездов массой свыше 7 тыс. т (+15 % к 2020 году).
  • Объем ремонта железнодорожного пути составил 4,9 тыс. км, уложено 2,2 тыс. комплектов стрелочных переводов, что позволило снизить длину пути с постоянными ограничениями скорости на 0,2 тыс. км и повысить скорости движения пассажирских поездов на 0,9 тыс. км, грузовых поездов — на 1 тыс. км.
  • Время следования транзитных контейнерных поездов на направлении «Запад — Восток» сокращено на 9 %, или 0,7 суток к уровню 2020 года.
  • По расписанию с фиксированным временем отправления и прибытия отправлено 50,3 тыс. поездов (+9,2 % к 2020 году).
  • В рамках реализации услуги «Грузовой экспресс» отправлено 3,8 тыс. поездов (+61 % к 2020 году).
Ключевые показатели деятельности направления «Железнодорожные перевозки и инфраструктура» в 2021 году
Показатель
Результат в 2021 году
Изменение к 2020 году, %
Средний вес поезда, т
4 058
−0,6
Средняя участковая скорость, км/ч
39,7
−4,6
Средняя техническая скорость движения, км/ч
45,7
−1,9
Среднесуточная производительность локомотива эксплуатируемого парка, тыс. ткм брутто
1 692
+0,9
Среднесуточная производительность локомотива рабочего парка, тыс. ткм брутто
2 189
−1,2
Удельный расход электроэнергии на тягу поездов, кВт ∙ ч / 10 тыс. ткм брутто
107,3
+1,0
Удельный расход топлива на тягу поездов, кг у. т. / 10 тыс. ткм брутто
54,9
−1,1