Железнодорожные перевозки и инфраструктура

![]()
Итоги 2021 года подчеркивают надежность и устойчивость работы российских железных дорог, а также профессионализм и ответственность трудовых коллективов.
Полученные результаты по производственной деятельности подтвердили стабильность реализации выбранного курса постоянного развития и повышения технологической дисциплины.
Благодаря сбалансированному подходу к организации движения поездов при максимальном выполнении строительных работ на инфраструктуре в 2021 году нам удалось обеспечить вывоз возросшей более чем на 3 % погрузки. При этом 2021 год показал ряд областей, где есть потенциал для развития и оптимизации наших процессов.
Сергей Кобзев Первый заместитель генерального директора ОАО «РЖД»
Направление «Железнодорожные перевозки и инфраструктура» объединяет основные производственные бизнес-единицы, занимающиеся организацией железнодорожных перевозок, содержанием и развитием инфраструктуры и локомотивного комплекса. От их эффективности и уровня технологического взаимодействия напрямую зависит производственно-финансовый результат Компании.
Ключевые направления развития согласно ДПР
Ключевые инициативы развития железнодорожных перевозок и инфраструктуры предусматривают:
- развитие на сети железных дорог открытого акционерного общества «Российские железные дороги» полигонных принципов управления перевозочным процессом;
- разделение и специализацию инфраструктуры для движения преимущественно пассажирских и грузовых поездов;
- повышение эффективности деятельности на малоинтенсивных железнодорожных линиях;
- повышение эффективности перевозочного процесса за счет повышения качественных показателей использования подвижного состава;
- развитие сортировочных станций;
- совершенствование управления парком грузовых вагонов на сети железных дорог;
- повышение эффективности использования парка магистральных и маневровых локомотивов и локомотивных бригад;
- обновление железнодорожного пути с применением новых технологий, равноресурсных элементов и конструкций, обеспечивающих снижение стоимости жизненного цикла содержания инфраструктуры;
- установление гарантийных участков безопасного проследования грузовых поездов увеличенной протяженности;
- снятие барьерных ограничений в энергетическом комплексе;
- подготовку объектов инфраструктуры для обеспечения пропуска тяжеловесных поездов;
- совершенствование системы планирования и предоставления «окон» для проведения ремонта и содержания объектов инфраструктуры;
- совершенствование систем построения плана формирования поездов, а также планирования и управления пропуском поездов;
- использование природного газа в качестве моторного топлива, поэтапное развитие эксплуатации газомоторных локомотивов (газотурбовозов, маневровых газотепловозов), синхронизированное с проведением работ по совершенствованию конструкции и повышению экономичности освоения производства на локомотивостроительных заводах при создании современных пунктов экипировки и механизма заправки сжиженным природным газом.
Задачи ОАО «РЖД» по развитию железнодорожной инфраструктуры:
- увеличение пропускной способности Байкало-Амурской и Транссибирской магистралей до 180 млн т в 2024 году; увеличение пропускной способности железнодорожных подходов к морским портам Азово-Черноморского бассейна;
- сокращение времени перевозки контейнеров железнодорожным транспортом с Дальнего Востока до западной границы Российской Федерации до семи дней и увеличение объема транзитных перевозок контейнеров железнодорожным транспортом в четыре раза к 2024 году;
- развитие скоростного и высокоскоростного железнодорожного сообщения между крупными городами и внутри агломераций;
- развитие транспортных коммуникаций между административными центрами субъектов Российской Федерации и другими городами — центрами экономического роста;
- формирование узловых грузовых мультимодальных транспортно-логистических центров.
- Погружено 1 282,8 млн т грузов (+3,2 % к уровню 2020 года).
- Грузооборот всего составил 3 320,3 млрд ткм (+3,1 % к уровню 2020 года, рекордное значение).
- Скорость доставки в груженых вагонах выросла на 0,6 %, до 442
км/сут . - Рост погрузки на экспорт по всем направлениям составил 3,4 %, установив исторический рекорд.
- Погружено на экспорт 215 млн т угля (+7,7 % к 2020 году, исторический максимум).
- 3,6 тыс. поездов проведено по технологии виртуальная сцепка (рост практически в шесть раз к 2020 году).
- Отправлено 33,6 тыс. поездов массой свыше 7 тыс. т (+15 % к 2020 году).
- Объем ремонта железнодорожного пути составил 4,9 тыс. км, уложено 2,2 тыс. комплектов стрелочных переводов, что позволило снизить длину пути с постоянными ограничениями скорости на 0,2 тыс. км и повысить скорости движения пассажирских поездов на 0,9 тыс. км, грузовых поездов — на 1 тыс. км.
- Время следования транзитных контейнерных поездов на направлении «Запад — Восток» сокращено на 9 %, или 0,7 суток к уровню 2020 года.
- По расписанию с фиксированным временем отправления и прибытия отправлено 50,3 тыс. поездов (+9,2 % к 2020 году).
- В рамках реализации услуги «Грузовой экспресс» отправлено 3,8 тыс. поездов (+61 % к 2020 году).