Международная деятельность ОАО «РЖД» и реализация основных международных проектов

Долгосрочные приоритеты международного блока Компании систематизированы в Стратегии зарубежного бизнеса, одобренной правлением ОАО «РЖД». Документ синхронизирован с показателями ДПР.

В рамках реализации мероприятий ДПР в 2021 году холдингом «РЖД» от зарубежной деятельности получена выручка в размере 545,2 млрд руб. С учетом индивидуальных показателей АО «РЖД Логистика», АО «ОТЛК ЕРА», GEFCO S.A., СП «РасонКонТранс», ЗАО «ЮКЖД», ООО «РЖД Интернешнл», а также дохода от транзитных перевозок Центра фирменного транспортного обслуживания — филиала ОАО «РЖД». (+12,7 % к 2020 году). В том числе выручка от транзитных перевозок составила 138,5 млрд руб. (+33,7 %), от международной логистики — 392,3 млрд руб. (+7,2 %), от реализации зарубежных проектов — 14,4 млрд руб. (+1,2 %).

За прошедший год холдингу «РЖД» удалось сохранить высокие обороты международной деятельности. Динамика транзитных перевозок превзошла плановые значения, были реализованы инициативы, направленные на создание эффективных транспортных маршрутов и клиентоориентированных транзитных сервисов. Этому способствует активное участие ОАО «РЖД» в деятельности более чем 10 международных организаций, одна из основных задач которой заключается в совершенствовании нормативно-правового регулирования и выработке стратегических приоритетов развития.

Сотрудничество со странами СНГ и Балтии, принадлежащими к пространству 1520

В 2021 году Советом глав правительств СНГ утверждена Концепция стратегического развития железнодорожного транспорта на пространстве 1520 до 2030 года. Основные цели Концепции — выработка согласованных подходов к стратегическому развитию железнодорожного транспорта государств, железные дороги которых имеют ширину колеи 1 520 мм, и разработка предложений по повышению конкурентоспособности железнодорожного транспорта на пространстве 1520.

Ряд соглашений и совместных документов о сотрудничестве подписан с партнерами на пространстве СНГ. Документы регламентируют в том числе дальнейшую работу по организации перевозок и использованию инфраструктуры (Республика Беларусь), работу локомотивов и локомотивных бригад (Республика Казахстан), организацию перевозок продукции АПК (Республика Казахстан), а также развитие логистического коридора Россия — Узбекистан посредством запуска поездов «Агроэкспресс». Первые отправки в рамках проекта состоялись в ноябре — декабре 2021 года.

Сотрудничество со странами Азиатско-Тихоокеанского региона

Продолжено активное взаимодействие с китайскими партнерами и в первую очередь с Государственной корпорацией «Китайские железные дороги» по развитию транзитных контейнерных перевозок, повышению уровня цифровизации, расширению номенклатуры перевозимых грузов и другим направлениям.

Главами правительств государств — членов ЕАЭС утвержден План первоочередных мероприятий по цифровизации грузовых железнодорожных перевозок в интересах развития торгово-экономического сотрудничества между ЕАЭС и его государствами-членами с одной стороны и КНР с другой стороны.

Повестка дня Семисторонней рабочей группы (Германия, Польша, Республика Беларусь, Казахстан, Монголия, Китай, Россия) по развитию транзита была сконцентрирована на оптимизации технологических процессов, увеличении скорости перевозок, разработке сквозных расписаний движения контейнерных поездов, в том числе с возможностью применения в автоматизированных системах, и дальнейшей цифровизации перевозок.

Продолжена проработка проекта по созданию новых каналов обмена данными между странами Европейского союза и Индией, странами Европейского союза и Монголией транзитом через Россию.

Устойчивое развитие на пространствах ЕАЭС
Флаг Российской Федерации
Флаг Республики Беларусь
Флаг Республики Казахстан

В 2021 году Российская Федерация, Республика Беларусь и Республика Казахстан заключили Меморандум о содействии устойчивому развитию транзитного потенциала и экологической безопасности железнодорожного транспорта государств — членов ЕАЭС.

Документ подписан руководителями железных дорог трех стран. Цифровая трансформация и внедрение технологических инноваций рассматриваются в меморандуме как центральные факторы повышения эффективности бизнеса и снижения трансакционных издержек для всего евразийского транспортного сектора.

Особое внимание уделяется улучшению экологического баланса в железнодорожных перевозках и железнодорожной логистике без выбросов углекислого газа.

Сотрудничество с европейскими партнерами в области развития перевозок с использованием водородных топливных элементов

В мае 2021 года ОАО «РЖД» и Группа SNCF (Национальная компания французских железных дорог) подписали дорожную карту по применению поездов на водородных топливных элементах и систем обеспечения их эксплуатации, а также внедрения иных зеленых технологий, способствующих экологической трансформации в железнодорожном секторе.

Документ определяет направления сотрудничества ОАО «РЖД» и SNCF в таких вопросах, как обеспечение безопасности, проектирование, обслуживание и сертификация грузового и пассажирского подвижного состава. Их решение позволит в перспективе сократить использование дизельного топлива.

Сотрудничество с международными организациями

На этом направлении в 2021 году Компания добилась результатов в части как развития нормативной базы для перевозочной деятельности, так и укрепления имиджа ОАО «РЖД» как «зеленой» компании, деятельность которой способствует достижению Целей устойчивого развития ООН.

Так, в рамках ОСЖД с 1 января 2022 года вступило в силу Соглашение о перевозке контейнеров в составе контейнерных поездов в международном сообщении, устанавливающее единый порядок взаимодействия железнодорожных перевозчиков и операторов контейнерных поездов.

По линии Делового совета БРИКС ОАО «РЖД» стало победителем конкурса «Решения БРИКС для Целей устойчивого развития» в номинации «Доступная и чистая энергия», а также призером в номинации «Здоровье и благополучие».

Также по предложению ОАО «РЖД» 30 декабря 2021 года подписан Федеральный закон № 453-ФЗ «О заявлении Российской Федерации в связи с реализацией Конвенции о международных железнодорожных перевозках (КОТИФ)», позволяющий осуществлять международные перевозки грузов через российско-финляндские и российско-польские погранпереходы и в порту Калининград по унифицированной накладной ЦИМ/СМГС.

Ключевым проектом, реализуемым под эгидой Азиатско-Тихоокеанской региональной ассамблеи МСЖД, стал проект «ИНТЕРТРАН», позволяющий сократить общее время оформления груза при осуществлении интермодальных перевозок из портов Японии, Китая и Южной Кореи через порт Владивосток на четверо суток.

Реализованы мероприятия по дальнейшему повышению уровня цифровизации международных перевозок в части внедрения электронного обмена данными (ЭОД) — соглашения об ЭОД заключены с 14 железнодорожными перевозчиками.