Безопасность движения

Стратегия гарантированной безопасности и надежности перевозочного процесса в холдинге «РЖД» формирует общеприменяемые принципы на основе менеджмента безопасности и культуры безопасности движения.

Реализация предусмотренных Стратегией мер направлена на развитие системы управления функциональной безопасностью на всех стадиях жизненного цикла объектов инфраструктуры и транспортных средств железнодорожного транспорта и создание методологической основы безопасности управления перевозочным процессом через внедрение цифровых платформенных решений и совершенствование линейки качественных услуг с высоким уровнем надежности и безопасности.

Общие цели Долгосрочной программы развития холдинга «РЖД» приняты к действию как элементы стратегического управления в области безопасности движения и определяют требования к группе мероприятий, которые вносят большой вклад в обеспечение безопасности движения.

Приоритетные задачи в области безопасности движения:

  • повышение надежности и функциональной безопасности технических средств, входящих в состав объектов инфраструктуры и подвижного состава;
  • снижение вероятности возникновения транспортных происшествий;
  • предупреждение или сокращение гибели и травматизма людей;
  • снижение ущерба имуществу и других потерь;
  • предотвращение неблагоприятного воздействия на окружающую среду.
Целевой показатель уровня безопасности движения, ед. / млн поездо-км
Количество нарушений безопасности на инфраструктуре ОАО «РЖД»Сравнение представлено в сопоставимых данных без учета случаев по ответственности АО «ВРК-2» (прекращение участия в составе холдинга «РЖД»).

По итогам работы 2021 года целевой показатель уровня безопасности движения в холдинге «РЖД» выполнен со снижением на -3,4 % к плану и со снижением на 12 % к уровню 2020 года. Количество транспортных происшествий и событий как в целом на инфраструктуре железнодорожного транспорта, так и по ответственности холдинга «РЖД» снизилось на 8 и 11 % к уровню 2020 года соответственно.

Уровень риска в области безопасности движения на инфраструктуре ОАО «РЖД» не превышает и существенно ниже (на 27 %) установленных (допустимых) значений. Из основных внешних событий, влияющих на данный риск, можно выделить природно-климатическое воздействие (87 % от всех потерь, вызванных внешними событиями), основным источником которого являются опасные гидрометеорологические явления. Вместе с тем проводимая работа позволила снизить данные опасные явления на 72 % относительно прошлого года.

Программы, направленные в 2021 году на обеспечение безопасности движения и приведение инфраструктуры к требованиям ПТЭ, выполнены в полном объеме. Затраты на реализацию программ составили 223,2 млрд руб.

В Компании ежегодно проводится корпоративная сертификация системы менеджмента безопасности движения, цель которой — вовлечение работников и постоянное улучшение обеспечения безопасности движения и эксплуатации железнодорожного транспорта. В 2021 году уровень зрелости культуры безопасности равен 3,89 балла, что соответствует статусу «Определенный».

В Компании четвертый год подряд проводится бенчмаркинг состояния безопасности на основе международных индикаторов в сравнении с железными дорогами Европы и Северной Америки. Глобальный индекс безопасности (GSI), рассчитываемый как интегральный показатель состояния безопасности движения, в ОАО «РЖД» составляет 5,15, что соответствует лидирующей позиции среди железных дорог мира в вопросах обеспечения безопасности предоставляемых услуг.

Результаты проведенного сравнения ОАО «РЖД» в транспортной отрасли Российской Федерации по осуществлению пассажирских перевозок (по данным страховых компаний) показывают, что количество пострадавших на инфраструктуре ОАО «РЖД» составляет 2,9 человека на 10 млн перевезенных пассажиров. Меньший удельный показатель имеет только городской электротранспорт. Проведенный анализ подтверждает ведущую позицию ОАО «РЖД» среди зарубежных железных дорог и транспортной отрасли Российской Федерации в обеспечении безопасности предоставления услуг.

В рамках инновационного проекта «Повышение безопасности движения» реализованы следующие мероприятия:

  • приобретено 28 устройств контроля подвижного состава на ходу поезда и 82 предохранительных устройства, исключающих самопроизвольный уход подвижного состава, четыре железнодорожных переезда оборудованы устройствами заграждения УЗП, 17 локомотивов оснащены комплексными локомотивными устройствами безопасности;
  • проведено обновление технических средств для ведения аварийно-восстановительных работ при ликвидации последствий транспортных происшествий, в том числе два крана на железнодорожном ходу грузоподъемностью 150 т, 30 специальных вагонов грузового типа для перевозки тяговой техники, восемь комплектов гидравлического оборудования.